К

 

 

 

 

Кельи

Кельи - “Кельи чаще всего устраивались у старых бабушек или одиноких женщин. Девушки в кельях ткали, вязали, а ребята играли на гармошке” (У., Инз., с. Ясашный Сызган; 1980; Иргизова Н.В., 1894; Борисова С.: также: на всей территории области). (См. также: Поседки.)

Кичка

Кичка - “После венчания, перед тем, как сесть за стол невесте, в знак того, что она уже замужняя женщина, заплетали ей две косы.Косы заплетали замужние женщины. Это могли быть свахи. Косы плели венчиком на голову и надевали особую шапочку, которая называлась кичка. После этого невеста садилась за стол” ( У., Майнск., с. Опалиха; 1994; Рожнова П.Н., 1922; Ворсина Л.;также: У., Бар., с. Акшуат, с. Поливаново; У., Новосп., р/п Новоспасское, с. Тр. Сунгур).

Кладка

Кладка - “В конце запоя, после того, как уйдут девушки, начинается другой обряд - кладка. Сторона невесты первой начинает переговоры о том, сколько денег должна положить сторона жениха за невесту. Часть денег могла заменяться вещами. Это могли быть валенки, овечья шуба и др. Если жених не мог выполнить такие условия, то свадьба могла быть отложена на время или же размер кладки уменшался. Здесь же договариваются о том, по сколько человек будет с каждой стороны. После кладки невеста называется просватанной. Так ее называют до венчания” (У., Майнск., с. Опалиха; 1994; Рожнова П.Н., 1922; Ворсина Л.; также: У., Майнск.,с. Абрамовка, с. Тагай, пос. Безречный; У., Бар., с. Акшуат, с. Водорацк, с. Поливаново; У., Вешк.,с. Н. Туарма, с. Араповка; У., р/п Новоспасское; У.,Теренг., с. Молвино; У., Сурск., с. Сара, с.Полянки; Самарская, Шигонский, с. Подъячевка).

Рядить кладку - “Сваты рядили кладку: суконную шубу, сапожки, зерно” (У.,Инз., с. Ясашный Сызган; 1980; Иргизова Н.В., 1894; Петрова А.Ф., 1914; Басанова Д.И., 1896; Борисова С.;также: У., Инз., с. Б. Борисовка, с. Борисова Поляна, с. М. Озимки, с. Должниково, с. Аксаур,с. Пятино, с. Проломиха, с. Коржевка; У., Карс., с. Краснополка, с. Вальдиватское, д. Пески, с.Сухой Карсун; У., Бар., с. М. Хомутерь; У., Майнск., с. Языково, с. Загоскино, с.Ленивцево, с. Аксаково, с. Абрамовка, с. Томбы, с. Тагай; У., Сурск., с. Шеевщино, с. Б. Ключ; У.,Вешк., с. Беклемишево, р/п Вешкайма; У., Новосп., с. Тр. Сунгур с. С. Томышево, с. Н. Томышево; У.,Уляьновский, с. Сосновка; Самарская, Шигонский, с. Подъячевка, с. Новодевичье).

Колдун

Состязание колдунов - “Идет состязание двух колдунов. Злой колдун заговорит лошадей, они на дыбы встают, не дают садиться, не едут. Добрый колдун идет 3 раза с хлебом-солью. Обходит поезд,лошади смиряются и едут” (У., Инз., с. Анненково; 1980; Качалкина А.С., 1903; Заречнева Н.).

Коса

Косы заплетать - “После венчания, перед тем, как сесть за стол невесте, в знак того, что она уже замужняя женщина, заплетали ей две косы. Косы заплетали замужние женщины. Это могли быть свахи. Косы плели венчиком на голову и надевали особую шапочку, которая называлась кичка. После этого невеста садилась за стол” ( У., Майнск., с. Опалиха;1994; Рожнова П.Н., 1922; Ворсина Л.; также: У., Бар., с. Акшуат, с. Поливаново; У., Новосп., р/п Новоспасское, с. Тр. Сунгур).

Расплетать косу - “Девушки расплетали косу невесте, в церковь ехала с расплетенной косой” (У., Инз., с. Ясашный Сызган; 1980; Иргизова Н.В., 1894; Петрова А.Ф., 1914; Басанова Д.И.,1896; Борисова С.; также: У., Инз., с. Вязовка, с. Должниково, с. Недомеркино, с. Коноплянка; У.,Бар., с. Беликово, с. Бар. Дурасовка; У., Сурск., с. Ащерино, с. Студенец, с. Чирково;У., Вешк., с.Беклемишево; У., Старомайнск., с. Прибрежное). || “Подружки расплетают косу, а ленточку из косы-то кладут на курник. Подают его девчатам, а они режут по кусочку себе” (Самарская,Шигонский, с. Суринск; 1989; Едокова А.А., 1932; Шувалова; также: Самарский, Шигонский, с.Камышенка; У., Куз., с. Чекалино). || “Крестная расстилает перед женихом и невестой вышитое полотенце, а задушевная подруга расплетает косу невесты и расчёсывает” (Самарская,Шигонский, с. Новодевичье; 1988; Чугунова М.М., 1912; живет в Мордовии; Слива Н.; также: У.,Майнск., ж/д станция Выры). || “Утром перед баней в доме невесте расплетают косу.Косу расплетали обычно незамужние, молодые девушки. Пели песню “Не долго же веночку в садике цвесть”. Красную ленту невеста отдавала своей младшей сестре или сохраняла для своей дочери. Могла подарить своей любимой подружке. Все это делается с причитаниями” (У., Майнск., с. Опалиха; 1994; Рожнова П.Н., 1922; Ворсина Л.; также: У., Майнск.,с. Репьевка, пос. Безречный; У., Новосп., с. Акшуат, с. Поливаново; У., р/п Новоспасское). (См.также: Волосы.)

Выкупать косу - “Женихова сваха выкупает косу, расплетает ее, а ленту красную из косы на пирог кладут.Пирог отдают матери невесты” (Самарская, Шигонский, с. Новодевичье; 1988; Тимашова Е.С.,1916; Шевченко В.В.). (См. также: Выкупать.)

Крáсота

Крáсота - “До свадьбы невеста ходила с одной косой,как и все девушки. Накануне свадьбы девушки ей волосы расплетали, и невеста плакала. Крáсота - это и была ее коса. Расплетение волос - прощание с крáсотой” (У., Карс., с. Краснополка; 1977; Быльнова М.О.,1913; Туганова В.).

Девья крáсота - “Это красная лента, которую невеста отдавала младшей сестре или подруге” ( У., Старомайнск., с. Прибрежное; Пивоварова А.П.,1914; Шишканова Н.).

Девичья краса - “Коренная женихова сваха отдавала девушкам девичью красу (тарелку с конфетами” (У., Сурск.,с. Елховка; 1981; Михалева К.Н., 1907; Баранов А.).<

Прощание с крáсотой - “До свадьбы невеста ходила с одной косой,как и все девушки. Накануне свадьбы девушки ей волосы расплетали, и невеста плакала. Краґсота - это и была ее коса. Расплетение волос - прощание с крáсотой” (У., Карс., с. Краснополка; 1977; Быльнова М.О.,1913; Туганова В.).

 Крепление

Крепление - “Если родители одобряют выбор сына, то начинают крепление с жениха, если нет, то с невесты. Крепление проводят синей лентой за левые руки (крепок ли узел). Молодые садятся. Вдруг неожиданно звучит команда: “Встать!” Если первой поднимется невеста, значит основная тяжесть домашней работы ляжет на нее” (У., р/п Чердаклы; 1981; Данилова А.Е.; Липатова И.).

Курица

Кур воровать - “Кур воровали. Это когда “ярку” ишут на второй день ряженые со стороны невесты. Ну, пока тут все пляшут и поют, кака-нибудь цыганочка (ряженая - М.М.Г.) иль еще кто курицу идут красть. Схватют, в мешок посадют, да и отнесут, чтоб ее сварили. А как сварют, так на стол и подают вместе со всеми угощениями да с вином” (Самарская, Шигонский, с. Суринск; 1987; Куропаткина А.Ф., 1911; Шувалова О.; У., Инз., с. Аристовка).

Курки´

Куркú - “Собирались у невесты. Беседа родных жениха и невесты за несколько дней перед свадьбой. Несут невесте платье, не венчальное, а просто подарок. Девушка встает на табурет, на стул. Тут стоят двое - парень и девушка или два парня. И парень должен прыгнуть и поцеловать девушку” (У., Бар., Силаевка; 1991; Курушина В.П., 1909; Захаров Э.).

Кýрник

Кýрник - “На второй день свадьбы в доме невесты пекут кýрник (пирог) и заставляют жениха распутывать все ленточки, которыми был украшен кýрник. А рядом стояла невестина сваха и била жениха по рукам” (Самарская, Шигонский, с. Новодевичье; 1988; Шайкина А.В., 1915; Слива Н.; также: У., Сурск., с. Колюпановка, с. Бар. Слобода, с. Никитино, с. Сара; У., Майнск., с. Ленивцево, с. Аксаково, с. Копышевка, с. Абрамовка, с. Тагай; У., Ульяновск., с. Б. Ключищи).

Кýрник - “Резать надо тупой стороной ножа, а она не режет, значит, целоваться надо” (У., Новосп., с. Тр. Сунгур; 1985; Басова Е.С., 1915; Мельник Е.).

Кýрник - “Когда невесту ехали выкупать жониховы сродники, кýрник пекли. Это пирог такой был. На няво три аль четыре свечки ставили. Их тестом обворачивали. На этот пирог ленту клали и “Ленточку” пели. Споют, а потом выкупали” (У., Теренг., с. Языково; Фуфаева А.В., 1905; Хардова Е.).

Используются технологии uCoz