Современные свадебные обычаи и обряды

села Лесная Дача Барышского района 

(г. Барыш)

Домой

 

Песни

 

Обряды

 

"Ну, решил наш племянник жениться. Говорит родителям: “Хочу жениться”. Родители, мать с отцом, пошли к сватьям договариваться. Пришли туда, говорят: “Ну вот пришли мы по делу по такому-то, хочет жениться у нас сын-то. Как, вы согласны свою дочь отдать или не согласны?” Ну родители согласились, конечно, дочь свою отдать: “Товар залежится. Никому не нужный будет”. Ну, все. Договорились на какой день. Ведут гостей там через неделю или через две недели, как по возможности. Уже собираются близкие родственники все. Ну, у кого человек пять, у кого десять. Сколько родственников близких, только самых близких, идут сватать невесту. Пришли мы невесту сватать... пришли невесту сватать, говорим (вот тут в Бекшанке мы сватали - село в Барышском районе)... говорим значит, родителям: “Вот мы шли-шли, тут у вас сурский заказник, не водятся ли тут у вас черные лебеди? У нас-то лебедь черный, а живет один, ему скучно, лебеди по одному не живут, ни одна пташка по одному не живет. Не хотите ли вы свою лебедушку отдать за нашего лебедя замуж”. Ну, родители, значит, согласились, смеются, шутки, прибаутки, кто поет: “Меня сватали сваты богатые, богатые - две собаки, два кота ужасно прилохматые”. Ну, пошутили, пошутили. Посадили за стол всех нас. Сваха там начинает вести разговор: “Вот шли мы шли, невесту нашему лебедю нашли. Вот давайте мы договоримся”. В общем, первую стопку пьют за то, что вот мы нашли лебедю лебедушку. Вот, значит, за нареченных. Первый за то, что лебедушку нашли, вторую за нареченных. Наречены жених с невестой, нарекли их что ли. Еще не муж с женой, а так нареченные. За нареченных. Выпили значит. Третью там пьют за родителей и начинают договариваться. Ведут, значит, там сговор: когда будет свадьба, сколько будет народу, сколько со стороны невесты, сколько со стороны жениха, где будут жить. Вот. Ну и все, и начинают гулять.

Первый день свадьбы. Ну, столы готовят там, все накрывают, стараются. Приходит время ехать за невестой. Родители жениха благославляют - ставят его значит на дорожку или там на одеяло, стелют что-то. Благославляют иконой мать с отцом и крестная. Икону жених целует, хлеб, значит, откусывает, чуть-чуть надламывает кусочек и все. Эту икону и хлеб, завернутый в полотенце, передают дружке. Поезд, значит, собирается - друзья, подружки. Всех обносят, по рюмочке, и едут выкупать невесту. Главными едут, значит, главная сваха или крестная жениха и крестный или дружка. Вот едут за невестой. Приехали. Подъезжаем, подъехали к дому невесты и спрашиваем: “Сюда ли мы попали? Здесь ли находится невеста?” Ну отвечают там: “ Да, сюда попали”. Прежде чем дойти до невесты, подходишь к воротам, нужно выкупить ворота. Ворота выкупили... На воротах написано: “Продается невеста - рост два метра ( все хохочут, хохочут, жениха спрашиваем: “Будем брать такую?” - “Будем!”), вес двести килограммов (“Ой! Нам такая не нужна, на бойню поведем”), хорошая, косая, лысая, носит зеленый парик, размер ноги пятидесятый (говорю: “Да где ж мы такую обувку будем брать, на лапти лыка сколько надо!”)”. Ну, спрашиваем жениха: “Будем такую брать?” - “Будем!” Сватья кричат: “Ворота выкупайте!” Мы деньги достаем: кто десять рублей, кто сто рублей, кто тыщу, бутылкой трясем, рюмкой, говорим: “Давайте мы вам нальем”. Ну, ворота выкупили. Открыли нам ворота - один замок. В следующую дверь. К следующей двери подошли: “Ключи от двери выкупайте! Выкупайте ключи от двери!” Мы говорим: “Деньги кончились”. Кричат: “Бедные, бедные приехали к нам!” Ну, хохочем. Они, значит, нам трехлитровую банку. В трехлитровую банку с водой положили ключи. Говорят: “Вот кто за один присест выпьет эту воду-то всю, тот и ключи откроет, дверь откроет этими ключами”. Начинают друзья жениха пить эту воду. Жених пил-пил - никак! Товарищ: “Дай сюда, дай сюда!” Выпили эту банку. Нам дверь не открывают. Ключи, говорят, не те. Хохочут все. Ну, потом, значит, нет-нет - открыли дверь. Там опять следующая дверь, ступеньки. “Выкупайте! Вот давайте на каждую ступеньку ласковые слова скажите”. Ну идет там жених, товарищи помогают, дружка подсказывает. Дружка со свахой передом идут, торгуются. Все хохочут. Кто чё скажет: “Серебром давай!” Кто: “Золотом!” Кто: “Натуральной оплатой!” Кто водочкой, кто самогонкой, кто чё. Хохочут все. Ну, дошли, значит, до ступенек. Скажет: “Милая, единственная, ласковая, неповторимая”. Опять дверь. В селах что дверей - во все ведут. Где только дверь закрывается, туда и ведут. Ну, зашли, значит, в дом, стоит стол наряженный, все уже накрыто там. За столом сидит невеста с подружкой, покрыта она фатой. Жениха спрашиваем: “Твоя невеста?” Тот отказывается: “Нет, не моя. Не похожа ничё”. Мы говорим: “Пойдем в другой дом, другую невесту сватать. Давайте нам другую! Не хотите - другую давайте!” Выводят настоящую невесту: “Вот эта пойдет?” - “Пойдет, - говорим, - пойдет.” - “Ваша?” - “Наша.” Все. А заняты места-то все. За стол жених к невесте-то пройти не может. Начинают, значит, друзья торговаться. Ну там хохочут, скатерку стелют. Скатерку постелют с цветочками и говорят: “На каждый цветочек, стало быть, по денежке”. Мы там где по десять копеек, где пятьдесят рублей, копейки уж давно были, забыли уж про них. Ложим, значит, где сто рублей. “Не. Не, такие не пойдут, на середычку с Лениным, с Лениным!” - кричат. Смеемся, хохочем. Кто с Кремлем скажет, кто чё. Ну и дружка торгуется. Они говорят: “На каждый угол вот положишь зелененькую”. Ну я вытащил зелененькую - пятьдесят рублей. Кричат: “Мало!” Ну а больше какие зеленые бывают? Ну какие зеленые? “Где больше нулей!” Говорю: “Жених у нас безработный. Где же денег столько взять?” Ну положили там, а хватились - у невесты туфли нету. Жениху говорю: “Как мы ее без туфли возьмем? Давай туфлю выкупать”. Выкупили. Ладно, туфлю выкупили. Тут косу начали продавать. А кричат: “За каждый волосок - пятачок!” А там пучала вот такая, как конский хвост, волос-то! Говорим: “Обанкротимся совсем.” Ладно, это все выкупили, набрали денег-то, посадили жениха рядом с невестой. Нет, пока маленько не так. Выкупать жениху-то место, а жениху места нету. Никак не продают и все. Значит, там невесте денег наложили. Кричат: “Мало! Мало!” А мы жениху: “Цветы! Ты цветы ей быстрей!” Она цветы, значит, не берет, а девчонки тут, с нашей стороны молодежь-то, кричат: “Любишь его - бери!” Она раз - и сцапала. А раз цветы-то взяла - все, место свободно. Посадили жениха. Посадили тут жениха с невестой, друзья сели, подружки, на стол все - угощают. Угостили всех, собираются, значит, на роспись. Тут уж вот дружка и сваха главные - командуют. Во время этого ритуала, когда уже собираются, дружка поднимает жениха и невесту, обмениваясь с этими иконами и хлебом. В это время, когда они должны выйти из дома, дружка обводит жениха и невесту вокруг стола три раза, как бы благославляя их в путь. Выводит жениха и невесту - только как у нас в деревне принято - не через крыльцо, а через ворота. Через ворота вывели. Всё, садятся в свадебный поезд. Жених с невестой в разные машины. Меня подпоясали вместо веревочки уже сватья, меня, дружку, подпоясали полотенцем. Это такой деревенский ритуал. Ну, значит, посадили, поехали. Дружка отъезжает от дома, ну, на сколько метров на двести, возвращается опять в дом невесты и приглашает гостей. Ну, на какое время назначено, чтоб они к такому-то времени приехали на гулянье.

С росписи, значит, едут молодые, к памятнику съездят, там покатались куда-то, где-то старых людей там помянули. Подъезжают к дому родителей жениха, и у двора уже встречают их дружка со свахой со главной и отец с матерью. Встречают хлебом-солью и иконой. Молодые идут из машины. У двора их встречают конфетами, пшеницу там сыплют, хмелечки: “Сколько хмелечков, столько сыночков. Сколько цветочков, столько вам дочков”. И родители благославляют невесту. Сначала, значит, отец держит хлеб, который дали сватья, а мать держит икону. Благославляют иконой. Сначала благославляют невесту, а потом жениха. И вводят их в дом. Ввели в дом, стараются, значит, кто вперед наступит, быстрей шагнет, там, невеста или жених, тот глава будет в доме. А в доме уже стоит праздничный стол накрытый, а места жениха и невесты заняты. Там сидят старик со старухой. Старик со старухой, значит, сидят, занимаются делами: старуха вяжет, дед обувку чинит. И вот меж собой они разговаривают:

- Дед, отдадим, что ль, молодым место?

- Старуха, выкупят - отдадим.

Дружке приходится заступаться за жениха с невестой. Торгуется с ними:

- Сколько?

Они говорят:

- По сто грамм - и место ваше.

Ну, нальешь им, они выпьют, и старуха говорит старику:

- Айда теперь на печку, наше место забрали, будем на печке находиться.

Прежде чем молодых посадить за стол, опять обводишь их вокруг праздничного стола три раза. И после уже сажаешь за стол до прихода гостей. [Сажаешь тех,] что приехали [с росписи]: друзья со стороны жениха, со стороны невесты подружки. Сажаешь их за стол, угостишь, и после начинаешь ждать гостей со стороны невесты. Вот. Ждешь... видно - идут (в селе-то видно) по улице-то. Идут встречать родители и молодые. Подходят, приглашают уже на торжественное: “Гости дорогие, пожалуйте к нам, на наше первое торжество, на нашу свадьбу”.

Начинают, значит, рассаживаться за столы. Сначала садятся молодые, муж с женой считаются теперь уже, вокруг них , значит, подружка, друзья, кто дальше садятся так: родители невесты (это гуляли мы в доме жениха), садятся родители невесты, за родителями невесты садятся близкие родственники - сестры невесты, сестры жены, ну теща сейчас, там братья, по родству все садятся. А уже дальше в конце садятся гости все, дальние родственники там, знакомые, все. Ну, садятся, и начинается торжество. Начинают, значит, родители жениха. Как они хозяева в доме, начинают родители жениха: “Давайте, дорогие гости наши, нальем всем по рюмочке и поздравим наших молодых с ихним первым праздником, с первым застольем в ихой семье”. Вот посадили их там, родители: “Давайте, давайте, гости дорогие!” Ну начинают там кто ведущего нанимает, кто как это самое. Ну как нанимают - кто побойчее, а в основном-то ведь должна вести сваха главная и дружка там, вот такие, все-таки людей таких данных приглашают-то да, чтоб вели. Ну, начинают... второй, значит. Первую, значит, пьют за молодых, рюмку, вторую - уже поздравляют родители, родители и те и другие: “поздравляем вас, там, с днем вашего бракосочетания. Желаем здоровья, счастья, в вашей семье богатства и все прочее, удачи вам во всем”. Вот второй, значит. Третий уже пьют тост за родителей: “родителям слава, хвала и почет, пусть этот тост поддержит народ”. Наливают по стопке. Потом значит по три выпили. Начинают носить горячее (горячее не носят пока по три рюмки не выпьют). В селах ведь интересно все-таки. По три рюмки выпили, свахи встают и говорят: “Давайте нашим молодым соберем на пеленки, на распашонки, молодые еще, у них ничего нигде нету, запасов сейчас нет, жизнь тяжелая, трудная, давайте нашим молодым соберем на пеленки, на распашонки, на носочки, на ложки, на чашки”. И начинают... родителям слово предоставляют, родителям невесты. Первое слово предоставляют, значит, родителям невесты, как у нас говорят, на поклон. “Кланяйтесь!” Молодые встают, кланяться их заставляют. Если народу мало, если свадьба, свадьба разные бывают, где-то сразу поздравляют пару, им по рюмочке. Сваха идет по одной стороне, другая сваха идет по другой стороне. Собирают подарки. Кто желает, скажут там поздравления. Кто не желает, так ложут: “Поздравляем!” И все. Вот поздравят, значит, наложили подарки молодым, сватья уходят. Две свахи, кто подарки собирали, говорят: “Мы теперь хотим, чтобы ревизионная комиссия поработала. Денежки посчитаем, сейчас деньги большие, считать тяжело”. Всё, идем денежки считать. Собираются там четыре-пять человек, идут денежки считать. Вот на поклон-то ложили когда, ну, мы, значит, с дочкой пошли, и вот там подарили шкурку песцовую, говорим: “Вот это невесте на воротник, чтобы ей зимой не было холодно”. Дочка моя говорит: “А это вот жениху (дает ему бутылку Шафутинский “Гуляй душа”). И говорит: “Вот это жениху для сугреву, только чтоб смотрел на нее, но не пил”. Ну и тут шутки- прибаутки. Вот достаю я из сумки, значит веревку, говорю: “Вот вам веревка, чтоб во всем у вас была сноровка”. Дальше достаю чаю пачку: “Вот чаю пачка, чтобы в доме всегда была заначка”. Достаю, значит, два яичка, говорю: “Вот вам два яичка, чтоб спали всегда личико в личико”. Носочки для сына, а может и для дочки”, - носочки подаю. “Дарю вам мыло, чтоб всегда были милы”. Молодые кланяются, смеются, гости хохочут. “Дарю морковку, чтобы сноха любила свекровку”. “Дарю вам свеклу, чтобы любила и свекра”. “Ну и дарю вам” - два пакетика подаю молодым - с зерном, в одном, значит, зерно, и в другом зерно, подаю невесте как всегда и невесте говорю: “Ты ведь сельский житель?” - Она говорит: “Да”. - Я говорю: “Что у нас в пакетиках? Где рожь, где пшеница?” Ну, она, значит, говорит: “Вот здесь рожь, а вот здесь - пшеница”. Я говорю: “Вот чтоб через год была роженица”. Хохочут, смеются. “Ну, дарю вам веник, чтоб не жили без денег; толкушку с ручкой, чтоб встречать мужа с получкой”. Ну, и тут, значит, все подарили, уходят деньги считать. Деньги пока считают, подают горячее кушанье тут все. Ну и выпивают тут за то, что подарили. Считают быстро, приходют, значит, там говорить, зачитывают на листочке. “Подарили денег десять-двадцать миллионов. Подарили, там, две ложки, подарили, там, три кружки, чашки, покрывала”. Все подарки зачитывают, что подарили. “Ну, давайте выпьем за то, что молодые при деле, при хозяйстве стали.” Ну, кто скажет, сваха, там корову подарила, сватья... кто поросенка подарит, кто чё - “вот при хозяйстве у нас молодые стали, все у них сейчас есть для начала, чтобы жизнь была дружной. Давайте поднимем рюмочки за подарки. Спасибо всем.” Молодые говорят: “Спасибо всем.” Кланяются всем. Всё. Ну выпили и уже начинает тут играть гармонька, и начинают петь песню. Первая, значит, песня, первую начинают петь “Коробочку” как всегда - “Располным полна моя коробочка, есть и ситец и парча”. Вот, после подарков у нас всегда эта песня идет. Ну начинают веселиться. Ну выходит кто плясать, молодые из-за стола выходят, стоят в кругу, “первый танец молодых, полюбуйтеся на них”. Молодые танцуют, вальс им играют. Молодые потанцевали. Ну и тут включают музыку современную, и гармонь играет, начинают там:

Меня сватал конопатый,

А рябой наперебой.

Я рябому отказала -

Конопатый милый мой.

 

Меня милый не целует,

А я не страдаю.

Я такого лягушонка

В озере поймаю.

 

Как барышские ребята

Как лягушки квакают.

Целоваться не умеют,

Только измуслякают.

 

Не ругай меня мамаша,

Что сметану пролила.

Под окошком шел Сережка,

Я без памяти была.

Ну гости гуляют долго, танцуют, угощаются, за столы садятся, веселятся. Кто, значит, набрался немножко уже лишнего, домой отправляют, сами по себе начинают расходиться потихоньку, ну еще гуляют здесь, гуляют. Время приходит к вечеру, молодых домой собирают. Обычно ночуют где: или там в доме жениха, ну у них свой угол уже есть. Ну невесту сажают подружки на стул, снимают с нее фату, повязывают ей платочек. Молодые садятся в машину и уезжают домой ночевать. Ну, ночью молодые спят, товарищи-друзья, там дружка, если не очень старый, если не поленится, там двое или трое человек идут под окошки, раскладывают солому, хворост и зажигают, чтоб молодым светло было, светят, чтоб дети слепые не родились.

На следующий день приходят к нам искать “ярку”. Приходят родственники невесты, наряженные, значит, женихом, невестой, доктором, пастухом. Много очень ряженых, много приходит. Шутят, “ярку” ищут. Начинают, значит везде по всем дворам ходить, и по курятникам, и по всем-всем закоулкам. Ищут, ищут, ищут, значит. Найдут да не тех, шутят тоже, нарядят кого-нибудь. Ну потом находят невесту, начинают, значит, там молодым частушки петь:

На стене висят часы,

Стрелки золотые.

Хорошо ль еб.лися

Наши молодые?

 

Вдоль по улице бежала

Лошаденка без узды.

Молодая потеряла

Документы от п.зды.

Нашли молодых, сажают, пляшут. Сваха спрашивает жениха, какая, там, у вас невеста, давайте там. Или тарелку подают, или горшок. У кого как, ведь сейчас горшков в деревне не держат - тарелки. Тарелку подают, а молодой бьет тарелку, сваха и молодой. Молодому дают стакан, а свахе тарелку. Сваха бьет тарелку, молодой - стакан. Гости на этих осколках пляшут, только брызги во все стороны летят. Ну поют, поют частушки всякие. Матом, на второй день поют частушки матом. Обычно молодых там хают. Все так это самое, стесняются они молодые-то. Ну нашли “ярку”, гостей, значит, это, посадили за столы, кто искал. И уходят, ну все ряженые по селу. Идут ряженые по селу из дома в дом, гадают, просят милостыню, кто чё подаст. Всех лечат, все там такое прочее. Поют частушки, ребенка, значит, несут на руках (куклу завернутую). У сватьев-то когда “ярку” нашли уж этого ребенка несут не на руках, а за ноги, верх ногами - уже не до ребенка дело дошло. Собирают, значит, приглашают на второй день женихову родню в гости к невесте. Приезжают - вот ушли ряженые - приезжают сватья с той стороны, не главная сваха, не родители, а уже сват, родственники близкие. Приглашают: “Приходите к нам к такому-то времени, туда-то в гости, мы вас ждем”. Ну мы собираемся, значит, все родственники жениха. Идем по улице песни поем, “Во кузнице”

Во ку, во кузнице.

Во ку, во кузнице.

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнеце молодые кузнецы.

Вот эту песню поем, всякие, длинные . Пришли, встречают возле дома сват со свахой и молодые уже там. Должны молодые тоже гостей встречать. Как “ярку” вроде нашли, должны молодых забрать в дом невесты, в дом родителей. Вот встречают нас: “Пожалуйста, гости дорогие, заходите к нам на наш пир, попробуйте нашего хлеба-соли, заходите.” Ну заходим, садимся за столы. И кто ведущий там: “Давайте садитесь, наливайте, давайте выпьем с вами за наших “ярочку с барашком”. Комиссия у нас работала утром, пропала-то у нас вчера “ярочка”, пропала. Угнал ее кто не знают, вот давайте выпьем за то, что мы “ярочку” нашли, за то, что комиссия работала, сейчас время такое безработное везде у нас, а мы все равно работали”. Зачитывают акт:

“Комиссия работала в составе (врачи работали, милиция работала, все работали). Акт составили в ночь на число такое-то. Мы, нижеподписавшиеся, следователь Кунаев Секель Иванович, врач гинеколог Залупихина Кристина Кудряевна, свидетель Мудякин Жопей Петрович, составили настоящий акт в том, что в ночь на такое-то число у пастуха Размуздякина Пиздяка Пиздовича пропала ярка черной масти, головка кудрявая, личико белое, бровки черные. Вечером пастух Размуздякин уснул, в результате чего в стаде у Пиздяка Пиздовича Размуздякина исчезла одна ярка. Все овцы на месте, а одной молоденькой, черненькой не хватает. Наша комиссия провела тщательный розыск пропавшей ярки. В результате чего ярка была обнаружена в загоне у гражданина такого-то. При обследовании врачом гинекологом Залупихиной Кристиной Кудряевной обнаружено, что он пометил ярку под свою метку, а именно: сделал кувырок между ног своей упругой колбасиной. Вследствии вышеуказанного составленного акта согласно Уголовному кодексу России по статье Х.У.Й. приговорить данного товарища к девяти месяцам исправительных работ с окончанием в последнюю ночь получить сына или дочь. За хищении и укрывательство ярки удержать с гражданина такого-то штраф в размере по одному стакану водки на каждую глотку.

Народный судья Наливайко.

Народный заседатель Выпивайко.

Судейный исполнитель Стограмович-Бутылкович.

Секретарь Охуелова.

Число, год, месяц и место проведения.”

Вот выпивают первую рюмку за этот акт, за то, что прочитали. Читаешь, люди все хохочут, смеются, но слушают внимательно. Пока первую рюмку не выпили, слушают все внимательно. Начинаешь там значит второй тост. Произносят за новых родственников. Второй тост выпили, Начинают... покушали уж все, начинают петь песни, поют песню:

Во ку, во кузнеце,

Во ку, во кузнеце,

Во кузнеце молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют приговаривают,

Они куют приговаривают.

К себе, к себе Дуню,

К себе, к себе Дуню,

К себе Дуню привораживают,

К себе Дуню привораживают.

Частушки начинают петь матом. Частушки такие, даже вот прямо говорить, всякие, всякие, всякие. Начинают молодых хаить, “барыню” играют:

А барыня да сударыня.

А барыня угорела,

Мало сахару поела.

В чаще почаще

Да что на свете слаще:

Или сахар или мед,

Или девичий перед.

А девичий передок -

На тарелочке медок.

А девичья целочка -

На тарелке пеночка.

На второй день тут молодым игры предлагают, “Ромашку”. “Погадаем на ромашке?” Ромашка, там написано на каждом лепесточке что есть что. Молодая, например, отрывает листочек, там написано: “Я буду лежать на диване”. Отрывает жених, теперь уже молодой муж, листочек, там написано: “Я буду рожать детей”. Все хохочут, очень интересно. На второй день, значит, лотерея. Лотерея, значит, разыгрывается. Призы, сначала раздают талончики с номерами (там первый, там, сколь гостей). Пятьдесят, допустим, номерочков раздают гостям и своим невестиным родственникам. В основном гостям жениха раздают талончики. Объявляется лотерея, праздничная, свадебная лотерея, ну и там начинают называть призы. Приз номер первый - букет цветов от фирмы либерти. Приносят букет крапивы, полынь, репьи. Дарят. Все хохочут. Там... приз номер двадцатый - тампак! На проволочку ваты накручен большой клубок целый. Хохочут все, кто чё. Весенний аромат от фирмы такой-то, духи Франции - пустую коробку и пузырек от пеницилина в пустой коробке. Вот шутки такие. Хохочут все. Ну, танцуют в основном все, танцуют. На второй день большинство поют, пляшут и танцуют. Ну весело, конечно. Ну, что, под заключение идет, можно тут прочитать стихотворение:

О вы, влюбленные сердца,

О бракосочетание.

Из зала светлого дворца пришли.

А дома близкие, друзья,

Товарищи, товарки.

В честь знаменательного дня

Уже пониже горки.

Перед гостями в грязь лицом

Ударить не годится.

Федот, посаженный отцом,

Близ жениха садится.

Храня покой, почетный пост

И слов ища удачных,

Он поднимает первый тост

За счастье новобрачных.

Затем хлебнули по второй,

По третьей пропустили.

Не свадьба уж, а пир горой

В средневековом стиле.

Уже и горько не кричат

При каждом новом тосте.

Затмил мозги сивушный чад,

Не вяжут лыка гости.

Вновь заиграла кровь у них

Средь свадебного пира:

Расквасил брату нос жених,

Кума вцепилась в кума,

А тесть, знаток батальных дел,

Куму ударил с маху,

А шурин, словно озверев,

Бутылкой треснул сваху.

Веселью этому конец

Признаться был печальный:

Федот, посаженный отец,

И вправду был посажен.

Жених с поломанным ребром

Положен был в палату,

Невеста принимает бром,

Примочки к глазу свату.

Остался свекор без зубов,

Поплелся тесть к портному.

О беззаветная любовь

К коварному спиртному!

Вот свадьба подходит к концу. Уже начинают расходиться. Остаются только самые близкие родственники. Ну, в основном там родители жениха, тетки, там кто, и невестина близкая родня. Молодые, значит, уже ушли домой отдыхать, устали все, и садимся за столы. Ну, уже давайте, ты моя родственница, ты, там, моя сваха, - уже начинают звать сватьями. И родители невесты приглашают женихову родню на следующий выходной на яичницу.

Идем мы в следующий выходной к невестиным родителям и жених, ну, муж уже с женой, молодые, и мать с отцом, и тетки, и ну... десять человек ходило. Сваха нас встречает, сковорода большая, и там нажарена яичница. Вот. И начинаем гулять. Там: “Давайте родственники наши, такие хорошие, давайте выпьем за новую тещу, за новое звание тещи, за новое звание свекровь. Ну, вот, давайте выпьем за наше новое пополнение”. Сваха, значит, говорит: “Давайте выпьем”. Ну, сваха какая, которая на свадьбе была свахой. Говорит: “Давайте выпьем за нашу молодую, принимаем мы ее в свои бабские ряды”. Ну и хохочем там, шутим. Вот, ну и гуляем".

 


Публикация М.Г. а.

Дата записи: июль 1997 г.

Место записи: Барыш (Поселок Лесная дача - пригород Барыша), Барышский район, Ульяновская обл.

Информанты: Осташкина Наталья Александровна, 1956 г.р., русская, родилась в г. Барыше, образование среднее - специальное, работает лаборантом.; Осташкин Борис Михайлович, 1954 г.р., русский, родился в с. Новая Бекшанка Барышского района, образование среднее - специальное, работает машинистом компрессорных установок.

Записала: Вершинина Т.Е., студентка УлГПУ.

(Опубликовано в книге: Свадебная обрядность на территории Ульяновской области: Материалы и исследования. Ульяновск, 1997.)

 

Используются технологии uCoz