Русская народная свадьба 

села Юшанское  Майнского района 

 

 

 

Сватают обычно не мать и отец, а сноха или дочь. Приходят, садятся под матку и разговор ведут. На кладку родители жениха приходят в дом к невесте; клали деньгами, периной, шубняком. На запое пьют сначала у невесты, потом у жениха. После родные невесты приходят в дом жениха смотреть дом – смотренье. На девичниках песни пели '' ходячие'' и '' свадьбишные''. Невеста не причитает. Жених сидит на девишнике с 5-6 друзьями. Все играют , например в ''соседа'', пляшут: девишники были почти каждый день до свадьбы, на них ещё шили и вязали приданое  невесте. Дня за три приходили к жениху за веником, ходили девушки и молодые женщины с мужьями; они плясали, пели:

               Убита дороженька, убита широкая,

               Кто эту дороженьку убил?

               Кто эту широкую устелил?

               Убивал дороженьку Иван,

               Устилал широкую Васильевич.

               Он ко тёщеньке ходючий,

               Дороги гостиночки носючий.

               Его тёщенька встречала,

               За дубовый стол сажала,

               Зятя милого угощала:

               ''Уж ты пей, кушай, зять мой миленький,

               Уж ты пей, кушай, не ломайся,

               Над моей дитёй не величайся.

               Моё дитятко больно нежно,

               У ней рученьки больно белы,

               На руках перстни золотые,

               Во перстнях камни дорогие.

Идут обратно пляшут, поют, машут вениками. Вечером того же дня жених едет к невесте с гостинцем (обычно с  курником). Всех угощали, дарили подарки. Перед сговором невеста с подругами идёт в баню. На сговоре все сидят, пьют, едят. Девки идут к жениху ''лапшу хлебать''. Все остальные остаются в доме невесты.

Утром невесту наряжают, подружки заплетают ей косу; мать, отец благословляют хлебом и иконой (иконой кладут крест над головой). Приезжает жених.  Дружка выкупает невесту (дружкой бывает обычно зять). У девочки-подростка выкупает косу невесты. Сажают за стол, ложки кладут черенком от них (в соседней деревне Апалихе руки невесты  покрывают полушалком). Едут в церковь венчаться. Обратно идут в венцах только богатые. Встречают молодых в доме жениха его родители (в Апалихе свекровь должна дарить молодой подарки). Затем садились за стол. Сваха стоит с тарелкой и приговаривает: «Молодым людям на шильце, на мыльце, на банное построеньице. Они люди млады, им копеечку надо…»

Гости отдают свахе подарки. Посидят немного за столом, потом невесту уводят и переодевают в другой наряд. После этого она уже не садится, стоит у печки. Вечером гости расходились. На следующий день приходили родные невесты, говорили, что у них ярка пропала. Их приглашают, сажают за стол. Потом идут к родным невесты . Гуляют. 

      


Публикация М.Г. а.

Дата записи: июль 1976 г.

Место записи: д. Юшанское Майнский район, Ульяновская обл.

Информанты: Мария Николаевна Носова, 1910 г.р., русская, местная, работала в колхозе, сейчас на пенсии.

Записали: Чередникова М.П., Юдина Н.В.

откатные ворота с установкой недорого московская
Используются технологии uCoz