Современные свадебные обычаи и обряды   

села Приволье Кузоватовского района 

Домой

 

 

 

 

     Изучение брачных традиций русского населения с. Приволье конца 198О-х и 199О-х годов показывает, что обычно русские мужчины и женщины разных социально-профессиональных групп вступают в брак в возрасте от 21 до 25-ти лет включительно. Но большинство сельских женщин вступают в брак, не достигнув 2О-летнего возраста, Возможно, что относительно ранний возраст вступления в брак объясняется традицией продолжительной родительской помощи и опеки над молодыми семьями, которые несколько первых лет семейной жизни не в состоянии полностью обеспечивать себя.

Внутрисемейные отношения в современной русской семье свидетельствуют о текущих этносоциальных процессах, а именно об исчезновении архаичных социальных норм, например, решающей роли родителей в выборе брачного партнёра. Установившиеся брачные традиции показывают возросшую роль личности в семье, отсутствие диктата семьи и главы семьи в таких вопросах, как выбор взрослыми детьми брачного партнёра и вступление в брак. Поэтому сватовства в традиционном смысле нет, хотя первая встреча родителей будущих жениха и невесты может проходить в традиционной форме: “Решение /о браке/ я приняла сама, но родители поддержали. . <...> сватовство было. Приходили сваты и говорили: “У вас - товар, у нас - купец”. Потом пригласили меня и спросили, согласна ли я выйти замуж. После того, как я дала согласие, пригласили жениха, который ждал на улице. Мои родители угостили сватов, а затем все пошли в дом жениха, там тоже было угощение. <...> сваты, когда пришли, встали под матку. Говорят, так полагается.”

Таким образом, сватовство носит формальный характер и проводится после того, как молодые люди примут решение о вступлении в брак. После этого устраивается ещё одна встреча между родителями и родственниками, крёстными, которую называют сговором. На сговоре обсуждается дата бракосочетания, место проведения свадьбы, количество гостей с двух сторон, расходы на свадьбу, место поселения молодожёнов. Нередко сватовство и сговор проводятся в один день, в доме родителей невесты. Часто опрошенные нами не разделяли понятия “сватовство” и “сговор”. В планировании свадьбы в настоящее время имеют большое значение мнение, пожелания жениха и невесты.

Родители, близкие родственники, крёстные встречаются в доме невесты или жениха ещё раз, когда устраивается застолье, называемое “запой” - небольшая вечеринка с молодыми, когда официально, то есть всем во всеуслышание объявляются невеста и жених. До этого можно было сохранять тайну. Он необходим, но его можно объединить вместе со сговором. Таким образом, специальный ритуал помолвки не бытует. Официально женихом и невестой молодые люди считаются после проведения сговора или запоя, или с момента подачи заявления на регистрацию брака в отдел ЗАГСа.

В традиционной свадьбе русского населения с. Приволье бытовал элемент плачей и причитаний просватанной невесты: “Невеста должна была вопить на всё село - крёстной, матери, отцу, сестре, брату. Накрывала голову с распущенными волосами платком и: “Пойду в зелёный лес, наломаю веточки, преподнесу сестрёнке...” Давно исчезли плачи и причитания из свадьбы русского населения с. Приволье, в современной свадьбе их нет.

По традиции приданое для невесты мать готовит заранее, в течение нескольких лет покупая понемногу вещи в магазинах. Состав приданого обычно такой: кровать, подушки, одеяла, постельное бельё, кухонные и банные полотенца, тюль, портьеры, посуда. Такой набор приданого обязателен, но в зависимости от достатка семьи к нему добавляется бытовая техника - холодильник, стиральная машина, швейная машина и другое. Состав приданого не объявляют на сговоре, во всяком случае, это не обязательно. Часто родители жениха даже не интересуются приданым, не спрашивают о нём из деликатности, что показывает отступление на второй план экономических интересов брака и породнения семей. Родители невесты стараются полностью обеспечить её одеждой и обувью.

От сговора до дня бракосочетания проходит 1,5-2 месяца. Это время используется для подготовки к свадьбе: родители жениха и невесты, родственники закупают спиртное и продукты (на что идут основные денежные затраты), договариваются о транспорте, в первую очередь, с владельцами личных автомобилей - родственниками, друзьями и соседями. Рассылают письменные приглашения родственникам и друзьям жених и невеста, лично приглашают гостей, которых набирается достаточно много - до 100 человек. Жених и невеста в этот период встречаются чаще, почти ежедневно. Готовят свадебные костюмы. Для невесты покупают готовое или шьют белое платье из шёлка, парчи, гипюра, кружевного полотна или атласа, длина и покрой которого зависят от моды, а цена - от достатка семьи, от 200 до 700 тысяч рублей. Покупают фату с веночком или кружевную шляпу с фатой, белые длинные перчатки, туфли. Фата стоит 40-60 тысяч рублей, шляпа со шлейфом - 150 тысяч, белые перчатки - от 15 до 45 тысяч, туфли - 200-350 тысяч рублей. Жених приобретает костюм - тёмную пару или тройку в тонкую полоску или однотонный, галстук, туфли.

Жених должен купить обручальные кольца, понятия “кладка” не существует. Невеста готовит свадебную рубашку и подарки его близким родственникам: “Да, готовила. Бабушке - шаль, матери, крёстной и сестре - посуду, крёстному - рубашку”. Бытует поверье, что невеста не должна показываться жениху в свадебном платье до свадьбы - плохая примета. Свадебное платье нельзя примерять подругам невесты - замуж долго не выйдут.

В этот предсвадебный период, ближе к дню бракосочетания совершают следующие традиционные обряды: продают постель невесты, везут приданое, рубашку жениху и разукрашенный лентами веник: “В доме жениха была мать, сестра, сваха, трое-четверо друзей. Взамен рубашки и веника мне привезли другой берёзовый веник, тоже с ленточками, и мыло. После того, как продали постель, подругам накрывали стол. В подарок жених прислал целый пакет сладостей”. Устраивают баню для невесты: “После того, как они приехали от жениха, повели меня в баню, парили подаренным веником и мыли привезённым мылом”. Сразу после бани - девичник. Девичник накануне свадьбы в с. Приволье проводится обязательно, даже без обычая девичьей бани: “Присутствовали те, кто меня мыл. Смеялись, они меня упрекали за то, что я покидаю их”. У жениха - мальчишник: “...давали жениху наказы, чтоб друзей не забывал. Чины выбирали ещё до мальчишника”. Смысл проведения девичника и мальчишника объясняется так: “А девишник (мальчишник) проводится как чаепитие, просто необходим как прощание с чем-то детским, частью своей души (но до определённого возраста - 25 лет)”.

В некоторых случаях девичья баня, то есть мытьё в бане невесты с подружками не устраивается, но сохраняется обмен рубашки жениха на банный веник и мыло для невесты.

Накануне свадьбы назначаются свадебные чины: дружка - “представляет поверенного жениха, может быть бойким, находчивым, так как жениху всё-таки подобает на свадьбе быть скромным и даже много не проявлять собственной инициативы, то же - для подружки”, “друг жениха, свидетель, подружка - подруга невесты”, “свидетель жениха, ведёт свадьбу”, сваха - “должна вести свадьбу с дружкой, собирать подарки на поклон”, “сваха - женщина, которая занимается сватовством и свадьбой”, “необходима для поддержания порядка свадьбы и знакомства между... родственниками, но она не тамада”.

В день свадьбы подруги приходят к невесте заранее, помогают одеваться и причёсываться. Невеста укладывает волосы в сложную причёску дома или в парикмахерской. В подол платья вкалываются булавки и иголки “крестом” - существует поверье, что они оберегают невесту от сглаза. Предупреждают, что нельзя наступать на порог. Одетая и причёсанная невеста усаживается за стол в зале и ждёт жениха. По обе стороны от невесты за столом занимают места её младший брат и подруга.

Сторона невесты - подруги, родственницы заранее готовят шуточные задания, загадки жениху, которые используются в обряде продажи невесты. Это распространённый “набор” из плаката с отпечатками накрашенных губ, среди которых надо отыскать губы невесты, из яблока со спичками, ключа на дне 3-литровой банки с водой, бумажной ромашки с вопросами: “Любимое блюдо невесты?” (и её правильными ответами на обороте), “Размер её ноги?”, “Дата её рождения?” и тому подобными.

Жених приезжает с гостями в украшенных лентами и воздушными шарами автомобилях, которых может быть 4-5. Автомобиль, в котором поедет невеста, часто украшается куклой-невестой на капоте. Автомобиль жениха украшен скреплёнными обручальными кольцами с колокольчиками внутри.

Проводятся традиционные обряды выкупа ворот, дверей на пути к невесте. Этот путь выкупает дружка, сваха, сам жених и его гости. В случае выполнения заданий платы за путь не требуют, в противном случае - жених платит деньгами. Выкуп невесты в современной свадьбе значительно отличается по форме от традиционного, но в с. Приволье дружка продолжает играть в нём ведущую роль. Сторона невесты в проведении выкупа имеет свой интерес: подружки деньги за продажу невесты оставляют себе. Сторона невесты часто наряжает подставную невесту - пожилую родственницу: “За этой дверью сидела старая родственница в “фате” и с цветами. Её жених не взял, а чтобы пройти дальше, платил выкуп”.

Подойдя к столу, за которым сидит невеста, жених должен заплатить за каждый угол стола (закрыть их бумажными деньгами), брату невесты - за её косу, подруге - за место рядом с невестой. Выкупив всё, жених передаёт невесте букет, который раньше она брать не должна. Для жениха освобождают место за столом. Часто жених подъезжает за невестой незадолго до времени бракосочетания, чтобы продающие меньше торговались, следовательно, чтобы меньше платить. Также стало обычным применение силы для прорыва закрытого пути к невесте: друзья жениха лезут через ограду, через окна, силой теснят подруг и родственников, которым, к их досаде, не удаётся использовать все приготовленные задания.

После окончания процедуры выкупа родственники невесты подают гостям вино и лёгкую закуску - конфеты, печенье, фрукты. Гости выпивают и закусывают, жених с невестой только пригубляют вина. Родители дают им напутствие или благославляют иконой, после чего все отправляются на регистрацию брака. В церемонию бракосочетания в последние годы вошёл новый элемент - присутствие родителей жениха и невесты. Эта новация введена работниками отдела ЗАГС и учреждений культуры - РДК, СДК с конца 1980-х годов. В ходе церемонии есть момент обращения к родителям, благодарения родителей молодожёнами.

Жених и невеста едут на регистрацию в разных автомобилях, но одним свадебным поездом. Торжественная церемония бракосочетания проводится в сельском Доме культуры с. Приволье. Регистрация брака в настоящее время для русского сельского населения является обязательной и важнейшей частью свадьбы. Этнокультурный процесс рехристианизации в последние годы проявляется в том, что русское населения с. Приволье оформляет важнейшие события семейной жизни в церкви - молодожёны венчаются. Венчание совершается в день бракосочетания или через некоторое время. После бракосочетания молодые едут к памятнику защитников Отечества, где возлагают цветы, “возлагали цветы и на могилу отца жениха”. Родители новобрачного встречают молодых с иконой и хлебом-солью, от которого молодые отламывают и съедают по кусочку. Осыпают молодых пшеном.

Свадьба (пир) в день бракосочетания чаще всего проводится дома у родителей новобрачного, так как современные сельские дома просторны, вмещают большое количество гостей. В тёплое время года гости танцуют и веселятся на улице, во дворе. Иногда для 1-2 дня родители арендуют помещение столовой. Свадьбу ведёт женщина - сваха или опытная ведущая - жительница с. Приволье, возраста 35-ти лет, педагог средней школы.

Не все гости присутствуют на регистрации брака, большинство приходит с подарками к началу свадебного пира. В зал, где накрыты столы, молодые входят под аплодисменты гостей или под звуки свадебного марша Мендельсона. Зал украшен цветами, плакатами с пожеланиями, пословицами и поговорками на тему супружества. Столы обычно ставят буквой “П” или “Т”. Во главе стола садятся молодые, по обе стороны от них - свидетели, родители, крёстные, родственники. Молодожёны не ограничиваются в еде, но ограничиваются в употреблении спиртного.

За молодых поднимают тосты, зачитывают наказы мужу, жене, сочинённые в прозе и стихах, шуточные телеграммы:

Этот кодекс очень старый,

Но вернее не найдёшь.

И для каждой новой пары

Он по-своему хорош.

Ж Е Н И Х У:

Чтобы месяц свой медовый И придя домой скорее,

Сделать долгим - лет на 5, Обними и приласкай.

Кодекс несколько суровый Чем ты будешь с ней нежнее,

Надо строго выполнять. Краше тем семейный рай.

Уважай свою супругу, Если ты устал, натружен,

Даже в гневе не груби, Не брюзжи и не стони,

Согревай в пургу и вьюгу, Приготовь сначала ужин,

От “суглазу” береги. А затем уж отдохни.

Проявляй о ней заботу Хочешь быть главой семейства

И слегка её балуй, - Штопай, шей, вари, стирай,

Отправляясь на работу, Разбирайся в мясе, в тесте

Непременно поцелуй. И учиться успевай.

Мой полы, читай газеты,

Не кури, не выпивай,

И всегда умело, свято

Данный Кодекс выполняй!

Н Е В Е С Т Е:

Уважай и ты супруга, И не будь совсем простушкой:

Будь с ним ласкова, мила. 1821 147649476 eft: 10; margin-top: 0; margin-bottom: 0" align="justify">“ЖЕНИХУ-НЕВЕСТЕ. Сообщаем, что в ближайшие 50 лет в связи с перевыполнением плана заявления о разводе не принимаются”

“ГОСТЯМ. Дорогие гости, выпить можете на славу, но не дайте волю нравам. Веселитесь и гуляйте, только к нам не попадайте. Правда, примем мы вас мило, чисто вымоем без мыла, пострижём и спать уложим, по местам работ доложим. Только все эти затраты встанут вам дороговато. Медвытрезвитель”

“НЕВЕСТЕ. Бранить и применять в обращении между собой зоологические термины: верблюд, баран, медведь и др. строго запрещается. Администрация зоопарка”

“ЖЕНИХУ. Уходя в гости, не оставляй жену дома. Бюро находок”.

Для развлечения гостей используют методические разработки - игровые программы. Ведущая приглашает гостей танцевать, предоставляет слово для поздравления, предлагает наполнить и поднять бокалы. Тут же для развлечения гостей устраиваются шуточные испытания молодожёнов - проверяется их готовность к семейной жизни. Первый танец - медленный вальс танцуют молодожёны. Застолье с танцами и песнями продолжается 5-6 часов, начинаясь, как правило, в 14-15 часов. В ходе торжества молодым дарят подарки. Это довольно длительная процедура: каждый гость, начиная с родителей, близких, крёстных, дарит свой подарок с коротким сообщением для всех присутствующих - что именно. Если это деньги или малогабаритная вещь - их кладут на поднос или в большой таз для подарков. Сами молодые подарки не собирают, как уже говорилось, это является обязанностью свахи, которой кто-то из женщин помогает. Каждый гость, даря подарок, принимает от свахи рюмку спиртного и выпивает. Молодожёнам сейчас дарят наличные деньги, сервизы, столовые приборы, хрусталь, часы, светильники, бытовую технику. Всё подаренное тщательно пересчитывается и фиксируется свахой и помощницами, после чего торжественно объявляется гостям: что именно подарили молодожёнам. В ответ звучат слова благодарности от молодых.

После дарения подарков ведущая спрашивает молодых: как они будут называть новых родителей? Тогда молодая называет свёкра и свекровь папой и мамой, молодой также называет тестя и тёщу папой и мамой. Молодая сноха вручает подарки семье мужа.

На свадьбе звучит современная популярная танцевальная музыка, воспроизводится через радиоаппаратуру. На все свадьбы приглашают баяниста. Под руководством ведущей гости поют хором известные всем застольные песни: “Огней так много золотых”, “Расцвела под окошком белоснежная вишня”, “Ой, цветёт калина”, “Ой, мороз-мороз”, “Миленький ты мой”, “Однажды морем я плыла”, “Напилася я пьяна” и др. Поют хором, солировать не принято, за исключением пения частушек на 2-й день.

По традиции молодые покидают торжество раньше, чем разойдутся по домам гости. Молодые уходят в тот дом, где проводят первую брачную ночь. Постель им стелит сваха или крёстная. Пировать на второй день приглашают в дом родителей новобрачной всех гостей, присутствовавших на пиру первого дня.

Традиционные действия второго дня - ряжение гостей, игра “Поиски “ярки”, битьё посуды, пир у родителей новобрачной, испытания молодой, кормление зятя яичницей, пение “срамных” частушек. Второй день свадьбы начинается проходом по селу ряженых, которые, с пением “срамных” частушек идут искать ярку. Обычные действующие лица: пастух с кнутом (переодетая женщина), жених (переодетая женщина), невеста (переодетый мужчина), старуха, врач, милиционер, цыганка, гармонист. В игре подчёркивается изменение социального статуса новобрачной, сексуальная сторона в этом семейном событии, переход из девичества в положение женщины, утрата девственности - пением частушек, заготовленным заранее текстом “милицейского протокола по делу о найденной испорченной ярке”, осмотром найденной ярки. Молодожёны прячутся вместе в сарай на заднем дворе. Ряженые являются сначала хозяевам - родителям молодого, пастух заявляет о пропаже ярки из его стада, милиционер требует провести обыск. Хозяева их пропускают во двор. Найденную ярку осматривают, находят, что она “испорчена” и зачитывают “протокол”, в котором подробно описывают действия “барана”, испортившего ярку “с намерением”. После чего пастух отказывается от испорченной ярки и требует “мировую” - угощения. Игра заканчивается тем, что хозяева угощают ряженых. Ряженые переодеваются и приходят на застолье в дом родителей новобрачной.

Принято, чтобы тёща кормила молодого зятя яичницей. Присутствующие следят: как он начнёт есть? Обычная примета: если ест с середины - невеста была девственницей, “честной”, если ест с краю - не “честная”. Испытывают молодую: бросают на пол мелкие деньги, которые она должна подмести. Гости комментируют её действия, делают замечания. Говорят в шутку, что если метёт к выходу - будет ссоры на люди выносить. О битье посуды: “Жених и невеста бьют посуду, чтоб счастье было в доме”, “Горшок или тарелку бьёт молодой после яичницы, значит - девушка честная”. На застолье второго дня свадьбы гости по обычаю поют “похабные” частушки, песни. “Все гости поют, особенно женщины. Чем больше и похабнее, тем лучше...”

Хозяева угощают гостей салатами, горячими блюдами, фруктами, сладостями. Из первых горячих блюд готовят щи и пельмени. Щи подают после всех блюд, после чего нужно уходить. “После нагорного начинают щи хлебать. Только родня молодого мужа”. Через 2-3 дня молодые идут к тёще на блины, затем начинают посещать всех близких родственников, чтобы ближе узнать друг друга, породниться.

Вся свадьба, начиная с момента украшения автомобилей и сборов невесты, фиксируется в настоящее время видеокамерой. Записываются действия первого и второго дня. Торжественная регистрация брака фиксируется на цветном фото. Все молодожёны составляют свадебный фотоальбом.

Традиция хранить свадебный костюм невесты соблюдается не всеми. Свадебное платье чаще всего продают. Туфли остаются у женщины, она их носит как праздничную обувь. Фату и шляпу также как платье, чаще всего продают, но некоторые женщины хранят фату как память о свадьбе. Никогда не продают обручальные кольца, это считается дурной приметой - “счастье своё продашь”. Считается также, что нехорошо для супружества потерять обручальное кольцо, давать кому-либо примерять своё обручальное кольцо.

Изложенный материал позволяет сделать следующие выводы: современная свадьба русского населения с. Приволье Кузоватовского района сохраняет этническую специфику. Можно говорить о сложившемся современном комплексе свадьбы, включающем в себя традиционные черты и элементы современной урбанистической культуры. Исчезли из свадебной обрядности те черты, которые обуславливались патриархальным бытом и патриархальным менталитетом русского населения: плачи и причитания невесты и матери невесты, выплата кладки, расплетение косы, “окручивание” молодой. Семейная свадебная обрядность развивалась в том же направлении, что и календарная: постепенно исчезали магические действия, остались игровые, развлекательные. Из магических действий сохраняются те, которые выполняют охранительную, обереговую функцию.

Открытое церковное оформление брака - венчание стало проявлением текущего этнокультурного процесса рехристианизации.

В проведении свадьбы значительную роль стали играть профессионалы - работники ЗАГСов, сельских Домов культуры.

Г.П. Анашкина

 

(Опубликовано в книге: Свадебная обрядность на территории Ульяновской области: Материалы и исследования. Ульяновск, 1997.)

Используются технологии uCoz