Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Безбрачие священнослужителей

Павел VI в своей энциклике, посвящённой «священническому безбрачию», предписал, чтобы при рассмотрении рукоположения, включая и священническое, исследования «распространялись также на важнейшие случаи и основания, не предусмотренные действующим ныне каноническим правом, поскольку из-за этого могут возникнуть серьёзные и обоснованные сомнения в полной свободе и сознательности кандидатов во священство в принятии на себя обязанностей, а также в их способности ко священнической жизни – с тем, чтобы все, кто в законно вынесенном суждении будет объявлен действительно непригодным, освобождались от этих обязанностей».

По сложившейся в настоящее время практике, если о диспенсации от обязательства безбрачия с одновременной утратой статуса клирика просит диакон, то диспенсация предоставляется «по веским причинам», излагаемым просителем в прошении, которое должно быть послано в полномочную Свящ. Конгрегацию вместе с «мнением» диоцезного Епископа или Верховного руководителя института монашествующих. Какая-либо особая процедура не предписывается.

Напротив, если прошение подается священником, то оно рассматривается по особой процедуре, а диспенсация предоставляется только при наличии «чрезвычайно веских причин». Среди прошений первыми принимаются во внимание те, что подаются священниками, страдающими тяжким заболеванием, или же пожилыми и желающими исправить своё положение, из которого они не могут выйти. Затем следуют прошения тех, кто не должен был принимать рукоположение, поскольку в тот момент не был совершенно свободен и ответствен при взятии на себя постоянного обязательства безбрачия из-за личных трудностей, которые полномочные настоятели не смогли оценить соответствующим образом, или из-за недостатков, восходящих своими корнями к периоду, предшествующему рукоположению, но лишь впоследствии проявившихся явно и сильно.

В этих случаях священник, который после зрелого размышления полагает, что у него нет иного пути, чтобы избавиться от внутренней тревоги, его удручающей, может подать прошение Святому Отцу, испросив возвращения к статусу мирянина с освобождением от безбрачия. Он должен делать это смиренно. То, о чём он просит, не является правом, которое должно быть признано без какоголибо различия, посредством безусловной и автоматически предоставляемой диспенсации. Это всего лишь милость. Единственным настоящим правом является то, которое он, рукоположенный во священники, совершенно осознанно и свободно взявший на себя обязанность безбрачия, посредством приношения самого себя передал Христу и всему народу Божию, которые по этой причине ожидают от него хранения обещанной верности, несмотря на все серьёзные трудности, с которыми он может столкнуться в этой жизни. В прошении проситель, который на юридическом языке называется «истцом», кроме сведений о себе должен, по крайней мере в краткой форме, изложить те факты и аргументы, на которых он основывается, подавая прошение.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz