Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Законы, регулирующие брак

Элементы, которые по Божественному и человеческому закону должны сосуществовать друг с другом для того, чтобы можно было воспользоваться естественным правом на брак, кратко изложены в кан. 1057, § 1 следующим образом: «Актом, который создаёт», устанавливает «брак» между определённым мужчиной и определённой женщиной, является «согласие сторон, выраженное законным образом юридически дееспособными лицами».

Относительно этих элементов человеческий закон, в дополнение и в соответствии с тем, что заложено по Божественному праву в структуру и завершение брака, может установить собственные нормы, дабы гарантировать: а) сознание и свободу в брачном согласии; б) освобождение лиц, вступающих в брак, от ситуаций, несовместимых с целями, требованиями, достоинством брака или не соответствующих им; в) совершение обряда бракосочетания.

Все браки всегда регулируются прежде всего не какимлибо иным законом, но Божественным правом, естественным или позитивным, хранительницей и выразительницей которого является Церковь Христова. Кан. 1075, § 1 напоминает, что возможность «аутентично заявлять о том, когда», в каких ситуациях или в каких обстоятельствах, при каких необходимых условиях «Божественное право запрещает или расторгает брак», входит исключительно в полномочия «верховной власти Церкви», то есть Папы – одного или вместе с Коллегией Епископов.

Но не все браки регулируются одним и тем же человеческим правом. Чтобы установить, какое именно право управляет определённым браком, необходимо рассмотреть, заключён ли он: а) между двумя католиками; б) между двумя крещёными некатоликами; в) между двумя некрещёными лицами; г) между католиком и некатоликом – крещёным или некрещёным.

Брак, заключённый между двумя крещёными католиками, непосредственно подчиняющимися сугубо церковным законам, регулируется одновременно и Божественным правом, и правом каноническим.

Брак, заключённый между двумя крещёными лицами, некатоликами, наряду с Божественным правом регулируется их собственным правом. Это ясный вывод, который можно сделать на основе общих направлений и чётко выраженных высказываний Второго Ватиканского Собора. С точки зрения, отличной от той, что существовала в прошлом, некатолические церкви или отделённые общины на Востоке и Западе были признаны вселенским собранием организациями, отличными от Католической Церкви и потому способными иметь собственную юридическую систему. Что касается отделённых церквей на Востоке, то существует соборная формулировка, в которой открыто заявляется, как положение, не допускающее сомнений, что они «могут управляться согласно своим собственным уложениям, так как они лучше отвечают характеру их верных и более способствуют благу их душ». Что же касается отделённых Церквей или общин на Западе, не существует столь же определённого соборного высказывания, в том числе и потому, что в целом у них не пользуется большим уважением зримый и юридический фактор. Однако эта их способность признаётся, хотя бы косвенным образом, в силу соборной Декларации о религиозной свободе. В качестве главного принципа в ней утверждается, что каждая религиозная община – не в силу признания человеческой властью, а по самой своей природе, – может управляться собственными законами, отвечающими той цели, которую она преследует, и обязывающими её членов, если эти законы не наносят ущерба тем или иным правам Бога и других людей, а также законной цели общества. В соответствии ссоборными принципами кан. 11 не рассматривает вышеназванных крещёных некатоликов и не включает их в систему сугубо церковных законов, выполнять которые «обязаны» только «крещёные в Католической Церкви или принятые в её лоно» из некатолической церкви или общины.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz