Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Мнения и перспективы

Хотя вышеизложенные мнения намечены ещё очень неясно, они всё же открывают новые перспективы в пастырской деятельности. В процессе развития вероучения понятие таинства и завершения брака может быть уточнено и, следовательно, осуществление заместительной власти может включить в сферу своего действия те случаи, которые до сих пор были из неё исключены. Об этом открыто заявила Международная богословская комиссия, учреждённая при Свящ. Конгр. вероучения, «задача которой – оказывать помощь Святому Престолу и, главным образом, этой Священной Конгрегации в рассмотрении наиболее важных вероучительных вопросов».

В одном из своих документов, посвящённых «учению о христианском браке», вышеупомянутая Комиссия в числе сформулированных ею предложений следующим образом высказывает одно, касающееся «внешней нерасторжимости и власти Церкви по отношению к бракам»: «Одновременно с практикой Церковь разработала учение о своей власти по отношению к бракам, ясно указав сферу и границы её действия. Церковь признаёт, что не имеет никакой власти расторгать брак-таинство, одобренный и завершённый. По очень веским причинам, с учётом блага веры и спасения душ, все прочие браки могут быть расторгнуты полномочной властью Церкви – или, согласно другому толкованию, могут быть объявлены сами собой расторгнутыми. Это учение – не что иное, как особый случай теории о развитии христианского вероучения в Церкви, ныне почти повсеместно принятой католическими богословами. Нельзя исключить того, что Церковь может и дальше определять понятия таинственного характера брака и его завершения, ещё лучше объясняя их значение, так что всё учение о нерасторжимости брака можно будет изложить в более углублённом и точном виде».

Другие, неизменно руководствуясь пастырскими соображениями, взывают к милосердию по отношению к крещёным супругам, чей брак, пусть даже завершённый, потерпел непоправимый крах и, следовательно, оказался по-человечески разрушен. С исчезновением их желания жить в любви и считать друг друга мужем и женой исчезает и «знамение» благодати таинства брака, образованное единодушной волей сторон. Перед лицом Бога они провинились. Но нужно принять во внимание фактическое положение, ту ситуацию греха, в которой стороны находятся или могут оказаться, и предложить им какое-то пастырское средство. Церковь могла бы вмешаться, используя принцип «домостроительства» (икономии), применяемый православными Церквами, согласно которому они признают предоставленной Христом всякую власть, необходимую для того, чтобы в пользу душ разрешить конкретную ситуацию, в ином случае непоправимую. Она могла бы позволить христианским супругам, действительно раскаявшимся и решившим впредь творить добро, начать всё сначала и образовать семью по воле Божией, предварительно простив их и наложив на них покаяние.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz