Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Определение нового брачного партнёра

Новый брак всегда должен заключаться со стороной, указанной в прошении и одобренной в папском рескрипте. Это целесообразно, поскольку из-за того, что новый партнёр не будет известен и, возможно, не будет обладать необходимыми качествами, такой брак вместо того, чтобы благоприятствовать вере, может подвергнуть её риску или стать наградой за вину.

Но и в рядовом случае, когда сторона-просительница точно указала в начальном прошении новую сторону, может случиться так, что после получения папского рескрипта с правом заключить новый брак с лицом, указанным в заявлении, такой брак не является более желанным или осуществимым. Причины тому могут быть разными: например, новая сторона откажется вступать в брак или умрёт, или же передумает сама сторона-просительница. Ясно, что никому нельзя вменять в обязанность взять в спутники жизни то лицо, которое в настоящий момент нежеланно.

Если сторона-просительница намеревается вступить в брак с лицом, отличным от определённого ранее, кем бы оно ни было – католиком или некатоликом, – то она должна подать Св. Отцу ещё одно прошение, известив о новом выборе и изложив причины, подвигшие её на это. Будет проведено дополнительное расследование этого пункта и данных, способных доказать, что новая сторона обладает качествами, требуемыми для оказания милости и обеспечения святости и стабильности новых супружеских уз.

Поскольку пользу вере, служащую оправданием расторжения прежнего брака, должно принести заключение или конвалидация нового брака, предусмотренного в прошении, необходимо, чтобы это произошло с указанной в нём стороной. Чтобы обеспечить это, брак, заключённый между сторонами, из которых хотя бы одна не была крещена, расторгается лишь в тот момент, когда сторона-просительница де-факто действительным образом заключит новый брак со стороной, указанной в прошении, и будут выполнены другие условия, которые могли быть выдвинуты в рескрипте: например, «после крещения» или «после обращения» стороны-истца.

Обычно причина, по которой один из супругов просит о расторжении своего брака, состоит в том, что он желает заключить новый брак, либо конвалидировать его – если он уже предпринял попытку в него вступить. Но может случиться так, что ту же самую милость он испрашивает с той целью, чтобы наложить на себя другие «священные узы», иной природы, с которыми связано обязательство безбрачия, то есть: а) «чтобы вступить в институт монашествующих» б) «чтобы принять священническое рукоположение».В том случае, если сторона-просительница хочет «вступить в институт монашествующих», она должна прежде всего завершить «новициат», в который, согласно кан. 643, «недействительным образом принимаются те, кто на данный момент состоит в браке». Это сугубо каноническое распоряжение, от которого может быть предоставлена диспенсация. Говоря конкретно, норма, которой руководствуется Свящ. Конгр. вероучения, такова: когда будет признано наличие предпосылок расторжения брака данной стороны-просительницы, она освобождается от препятствия, о котором говорится в кан. 643 чту позволяет ей вступить в новициат, несмотря на то, что она связана супружескими узами; однако до принесения постоянных обетов она обязана снова подать прошение.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz