Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Отсутствие «ассистирующего» лица

Вторая ситуация, вне опасности смерти, которая для действительности бракосочетания допускает как достаточную ту же самую экстраординарную форму, имеет место, когда на разумных основаниях «предвидится», что заручиться присутствием ассистирующего лица или отправиться к нему будет невозможно «в течение месяца», начиная с момента завершения подготовки к браку.

У брачующихся, знающих об этом законе, предвидение, что «такое положение вещей», то есть отсутствие ассистирующего лица, продлится по крайней мере месяц, должно быть сформулировано посредством их субъективного акта. Дабы их суждение было благоразумным, адекватным, «недостаточно факта отсутствия приходского настоятеля» или другого ассистирующего лица: требуется, чтобы брачующиеся обладали «моральной уверенностью» в том, что невозможно будет «заручиться присутствием этого лица или обратиться к нему без серьёзных затруднений в течение месяца». Требуемая моральная уверенность должна обретаться на основе «общеизвестного факта», легко констатируемого положения вещей, очевидного по своей природе, или «в результате расследования, сбора сведений.

В свою очередь, в тех случаях, когда брачующиеся не знают о вышеуказанном законе, то же самое благоразумное предвидение основано на объективном положении вещей, «общеизвестном», существующем в данном месте: как, например, на некоторых территориях, где ведётся миссионерская деятельность, или в странах с таким режимом, который исключает присутствие священнослужителей либо под страхом серьёзных наказаний запрещает заключение брака в их присутствии. Положение таково, что любой, кто захочет или должен будет вынести суждение по этому поводу, по необходимости вынужден будет заключить, что отсутствие лица, наделённого полномочием ассистировать при бракосочетании, продлится по крайней мере месяц.

Знают ли брачующиеся закон о возможности экстраординарной формы или не знают о нём – в указанных ситуациях их брак, заключённый по гражданской форме перед лицом гражданского должностного лица либо одного свидетеля или хотя бы в присутствии двух лиц, способных свидетельствовать, является действительным. Его действительность зависит не от совершённого гражданского акта, но от того, что стороны изъявили своё брачное согласие в присутствии двух свидетелей и, следовательно, объективно соблюли экстраординарную форму. Действительно, ни одно из требований, выдвигаемых каноническим законодательством в этой ситуации, здесь не отсутствовало. Даже если супруги по неведению думают, что их брак, по необходимости заключённый по гражданской форме, недействителен перед Церковью, это не препятствует его действительности, поскольку стороны «намеревались вступить в настоящий брак». Действительно, общий принцип состоит в следующем: «знание или мнение о несостоятельности брака не обязательно исключает брачное согласие».




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz