Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Сомнения относительно предпосылок привилегии веры

Напротив, если даже только одна из сторон, живущих в сомнительном браке, желает вступить в новый, она может действительным образом заключить его, воспользовавшись привилегией веры. Однако необходимо, чтобы в конкретном случае существовали те же предпосылки, которые требуются для её использования в несомненно действительном браке. Недостаточно одного лишь факта того, что брак сомнителен.

Поэтому те, кто состоит в сомнительном браке, в силу кан. 1150 не получают права принимать решение о действительности или недействительности этого брака. Они тоже обязаны отстаивать его действительность. Однако остаётся неизменным и твёрдым право воспользоваться привилегией веры, чтобы освободиться. Причем не только в том случае, когда необходимые предпосылки бесспорны, но также и в той ситуации, когда они сомнительны. В сомнительных случаях право – как Божественное, так и каноническое – выступает в защиту существования этих предпосылок.

Однако необходимо заметить, что, в то время как сомнительный брак должен считаться действительным до тех пор, пока не будет доказано обратное, предпосылки для использования привилегии веры (при том условии, что она остаётся в сфере заместительной власти, то есть не затрагивается одобренный и завершённый брак) остаются всегда действительными, даже если затем обнаруживается, что их не существовало.

В данном случае вновь возникает вопрос о том, можно ли воспользоваться привилегией веры без обязательного обращения к Св. Престолу в каждом отдельном случае, или же такое возможно только при этом условии.

Согласно изложенному ответу Свящ. Конгр. св. служения, где указан критерий, которому нужно следовать, «особенно в случае неразрешимого сомнения относительно брака, заключённого в неверности», не существует общего закона, имеющего силу во всех случаях, который обязывал бы каждый раз обращаться к Св. Престолу. Необходимость такого обращения или её отсутствие зависит от природы сомнения, а точнее – от тех предположительных ситуаций, к которым это сомнение может привести. Если все эти предположительные ситуации могут быть включены в сферу власти, которой обладают Ординарии, и разрешены в этих рамках, тогда в вышеупомянутом обращении нет необходимости. Если же хотя бы одна из возможных предположительных ситуаций остаётся за пределами сферы власти Ординариев, то обращение к Св. Престолу обязательно. Ординарии обладают судебной властью и, следовательно, могли бы объявить брак недействительным, но они не могут расторгнуть его, не обладая заместительной властью. Их полномочия в том, что касается расторжения уз, ограничиваются подтверждением существования предпосылок, требуемых отдельными генеральными распоряжениями, содержащимися или в привилегии Св. Павла, или в кан. 1148 в пользу многожёнца, принимающего католическое крещение. Если все предположительные ситуации охватываются этими генеральными распоряжениями, то сами Ординарии могут разрешить вступление в новый брак также и тем, кто находится (пусть даже только сомнительно) в условиях, требуемых для использования привилегии веры. Только в этих случаях прежние узы, если они действительно существуют, перестают существовать при заключении нового брака. Например, можно не обращаться к Св. Престолу в том случае, когда сомнительный брак был заключён между двумя нехристианами, один из которых обращается в католическую веру, а другой остаётся в неверности. Рассматриваемый брак объективно может быть или недействительным, или действительным. Во втором случае, если предположить, что существуют (хотя бы сомнительно) все другие условия и речь не идёт о диспенсации от «одобренного и завершённого брака», он может быть расторгнут в силу генерального распоряжения, входящего или в привилегию Св. Павла, или в кан. 1148, причем нет нужды обращаться к Св. Престолу.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz