Б
|
|
Баня Баня - “Невесту вели в баню под руки. Она вопила. В бане девушки парили невесту, мыли, пели ей песню.Из бани невеста шла тоже вопила. Невесту из бани встречал брат. Когда она шла, подруги ломали на тропинке траву” (У., Инз., с. Сюксюм; 1980; Князева О.Г., 1916; Заречнева Н.; также: У., Инз., с. Большие Озимки, с. Вырыпаевка, с. Вязовка, с. М. Озимки, с.Даниловка, с. Недомеркино, с. Р. Хомутерь, с. Анненково, с. Аксаур, г. Инза; У., Карс., с.Краснополка, с. Ермаки, с. Вальдеватское, с. Сосновка, с. Потьма, с. Языково; У., Бар., с. Н.Дол, с. Беликово, с. Заречное, М. Хомутерь, С. Бекшанка; У., Майнск., с. Абрамовка, с. Выры; У.,Старомайнск., с. Прибрежное; Самарская, Шиг., с. Подъячевка); “После бани отец и мать встречали дочь с хлебом-солью и с ружьем (стреляли вверх” (У., Инз., с.Налитово; 1979; Данилова А.А., 1907; Коротаева Т.). || “Да в бане-то невесту обязательно стегали. Шиповник ломали и стегали по попке” (У., Инз., с. Б. Шуватово; 1994; Седых С.С.). || “В бане гадали. Невеста пояс через плечо кидала - в кого попадет, та следующая замуж выйдет” (У.,Куз., с. М. Борла; 1995; Преснякова М.Н., 1924; Явкина И.). || “В доме невесты совершали обряд бани. Мыли невесту подруги. Но воду после нее не выливали.Потом этой водой мылись сами подруги, чтобы быстрее выйти замуж” (У., Чердакл., с. Б. Яр;Малова А.Ф., 1920; Солодилина С.Г.). Баню топить - “Баню топили девки-подруги. Баня была накануне свадьбы, она была еще до свету” (У.,Инз., с. Проломиха; 1979; Трушина Е.С., 1912; Гусашникова Н.). || “За день до свадьбы невеста собирает с утра всех подруг топить баню. Невеста берет в баню курник.Там его режут и едят все вместе” (У., Инз., с. Пятино; 1980; Сутягина П.И., 1894; Чередникова М.П.;также: У., Вешк., д. Бутырки, с. Беклемишево; У., Самарская , Шиг., с. Подъячевка, С. Тукшум, В.Суринск; У., Сурск., с. Колюпановка, с. Б. Слобода, с. Никитино, с. Полянки; У., Ульян., с.Б. Ключищи). || “Подруги топили последнюю баню. Мыла подруга-староста, а другая - полстаростой . Невеста вопит, а подруги ей косу плетут. Два веника было.Одним парят невесту, а другой наряжают и показывают, как хорошо их угощали у жениха” ( У., Новосп., с. Тр. Сунгур; 1985; Севастьянова Н.Г., 1913; Мельник Е.И.). Баня - “Девушки ходили с веником к жениху. Веник брали у невесты. Мыли жениха” (У., Куз., с. Волынщина; 1997; Исаева Е.С., 1914; Ложкина Е.К.,1927; автор) || “Девушки к жениху придут с веником, песни поют. Возьмут веник и идут в баню. А в бане-то уже жених. Они разберутся, и жениха разденут и парются. И жених и девки голые прямо, да” (У., Куз., с. Безводовка; 1995; Сомова А.С.,1911; Аверьянов П.). Баня - “Устраивалась вечером второго дня для жениха и невесты. Мылись только молодые” ( У., Чердакл., с. Б. Яр; Беляева А.А., 1918; Солодилина С.Г.). Баран Искать барана - “Родственники жениха искали барана. Наряжались так же, как и при поисках ярки” (У., Инз. , с. Аксаур; 1979; Гнедова Л.М., 1913;Чередникова М.П.). “Прятали жениха, и еще кого-нибудь положат на постель, покроют, и жениха узнают по ногам” (У., Новосп., с. Тр. Сунгур; 1993; Ульянова А.Г., 1919; Степанец О.Н.). (См. также: Ярка.) Беседа Беседа - “Гости, которые идут в дом невесты” (У.,Инз., с. Аксаур; 1979; Гнедова Л.М., 1913; Чередникова М.П.). Вести молодых на беседу к матери жениха - “Дружка уводил молодых на беседу к матери жениха. Там для молодых была приготовлена еда. Мать давала молодым советы, как жить в любви и согласии” (У., Инз., с. Аргаш; 1979; Филатова М.А., 1919; Борисова С.). Благославлять Благославлять, Благословление - “Отец с матерью благославляют дочь иконой,хлебом-солью. Невеста плачет и кланяется. Потом благославляют крестный и крестная. Икону и хлеб-соль проносят над головой в виде креста. Невеста целует икону, хлеб-соль, родителей, крестных. При благословлении невеста была в обычном платье. После благословления ее начинают наряжать к венцу” (У., Кар., с.Краснополка; 1977; Большова М.О., 1913; Туганова В.; также: У., Кар., с. Ермаки, с. Сосновка, с.Кошелевка; У., Инз., с. Проломиха, Чамзинка; р/п Вешкайма; р/п Радищево; У., Майнский, с.Аксаково; У., Вешк., с. Красный Бор, с. Бутырки, с. Каргино; У., Старомайнск., с. Айбаши;Самарская, Шиг., с. Усолье). Блины Блины - “На второй день свадьбы жениху подают тарелку с блинами “отведать”. Если блины начинает есть с середины, то значит невеста честная, если с края, то нечестная” (Самарская, Шиг.,с. Кузькино; 1988; Целикова А.А., 1919; Слива Н.; также: У., Куз., с. Безводовка; р/п Новоспасское). Тещины блины - “Первый день свадьбы кончается тем, что гости невесты приглашают гостей жениха на блины, и второй день называется “тещины блины” (У., Вешк., с. Беклемишево; 1987;Плаксина М.М., 1904; Жидяева М.Ю.). Богомолье Богомолье - “Богомолье проходило перед началом запоя; уже после богомолья начинают знакомиться и родниться. На богомолье родители жениха приносили столешник (скатерть на стол)” (У., Вешк., д. Бутырки; 1987; Плаксина М.М., 1904; Жидяева М.Ю.; также: У., Вешк., с.Беклемишево; У., Майнск., ж/д станция Выры).
|