Русская народная свадьба 

села Баевка  Кузоватовского района 

Домой

 

Песни

 

Обряды

 

Словарь

Село Баевка Кузоватовского района возникло достаточно давно. Хотя точная дата его образования в письменных источниках нами пока не установлена, необходимо отметить, что Баевка упоминается в “Хронологическом перечне событий Симбирской губернии (1372-1901)” за 1670 год: “Панинъ поспешилъ наперерезъ ворамъ, встретилъ ихъ недалеко от мордовской деревни Баевой, вступилъ въ бой, побилъ ихъ, взялъ десять знаменъ...”(Красовский В.Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии (1732-1901). Симбирск, 1901. С. 22-23).

Первоначально село было удельным. Об этом свидетельствуют записи в “Списках населенных мест Симбирской губернии” за разные годы. Эти исторические сведения, а также название села Баевка (или Баева) дают возможность предположить, что сначала оно было мордовским (См., например: Гераклитов А. Алатырская мордва по переписи 1624-1721 годов. Саранск, 1936. С. 39-41). Но по документам 19 века оно уже значится как село чисто русское. Таковым оно является и в настоящее время. Однако рядом в трех километрах от Баевки располагается мордовское село Кузоватово ( в шести - русское - Коромысловка).

Записи народного свадебного обряда в селе Баевка проводились только в 1997 году. Информантами, как правило, выбирались люди пенсионного возраста. Содержание отдельных обрядов, их последовательность устанавливались в ходе беседы, чаще всего проходившей в вопросно-ответной форме, однако в отдельных случаях ответ информанта развертывался в достаточно объемный и структурно выстроенный рассказ. Как правило, рассказчики повествовали о традиции села, приводя часто примеры из собственной свадьбы. В процессе рассказа сами информанты постоянно проводили сопоставление свадебной обрядности их молодости (в основном, 20-40-х годов) с традицией предшествующих десятилетий (по рассказам о свадьбах их матерей) и современными свадьбами.

Всего в селе записано 9 рассказов о свадебном обряде, из них восемь от женщин и один от мужчины. Возраст информантов колеблется в интервале от 53 до 90 лет.

При описании структуры свадебного обряда мы использовали терминологию, предложенную А.В. Гурой: 1) свадебный акт - “простейший элемент свадебного обряда, единица свадебной реальности, имеющая обрядовую, обычно знаковую природу”; 2) свадебный обряд - “акты, связанные единой функциональной направленностью”; 3) церемония - “сложная цепочка обрядовых действий, объединенных общим содержанием”; 4) свадьба или свадебная реальность - “комплекс актов, т.е. обрядовых действий, совершаемых в определенной последовательности, каждому из которых соответствует своя свадебная функция и семантическая единица - функциональный смысл” (Гура А.В. Опыт выявления структуры северно-русского свадебного обряда (по материалам Вологодской губернии // Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. / Под ред. К.В. Чистова и Т.А. Бернштам. Л., 1975. С. 72, 74).

Проанализировав все имеющиеся записи, мы выявили, что свадебный комплекс села Баевка состоит из нижепоименованных обрядов и церемоний, располагающихся в следующем порядке:

Договор

Сватовство + Кладка (Могут совершаться как одно непрерывное сложное свадебное действие)

Запой

Осмотр имущества жениха ("Дом глядеть")

Девишник (“Фантики”)

“Окошки мерить”

“Рубашку носить” + “Ходить за веником” + “Ходить с цветком” (Могут совершаться как одно непрерывное сложное свадебное действие)

“Носить постель”(Имеются два варианта времени проведения обряда: 1) постель носили накануне венчания; 2) постель отдают вместе с невестой, когда она едет к венцу)

Баня

“Бужение”

Расплетание косы и передача ленты + Сборы к венцу (Могут совершаться как одно непрерывное сложное свадебное действие)

Выкуп невесты

Свадебный поезд + “Носить постель” (Могут совершаться как одно непрерывное сложное свадебное действие)

Венчание

Встреча молодых от венца

"Пир в доме жениха. Горной." + "Пир в доме невесты. Отзывки."(Могут совершаться как одно непрерывное сложное свадебное действие)

Действия, показывающие честность/нечестность невесты (Имеются два варианта времени проведения обряда: 1) во время горного на первый день; 2) на второй день до или после обряда "Поиски "ярки"

Первая брачная ночь

Поиски “ярки”

Действия, показывающие честность/нечестность невесты

“По гостям ходить”

Конкретные записи свадебной обрядности этого села содержат как все перечисленные обряды (за исключением двух записей), так и указанный в схеме порядок следования (варьируется место обряда “Носить постель” и место обрядов, демонстрирующих честность / нечестность молодой).

Для свадебной обрядности данного села, как и для русской свадьбы в целом характерно три этапа - "предсвадебный, свадебный и послесвадебный" (Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье Казань, 1981. С. 66). Но первый этап свадьбы можно также, в соответствии с инвариантной схемой севернорусского свадебного обряда, предложенной А.В. Гурой, подразделить еще на три периода - “сговор сторон” (от предварительного договора до осмотра имущества жениха включительно), “подготовка к браку” (от осмотра имущества жениха до дня предшествующего дню венчания) и “преддверие брака” (обряды в день предшествующий дню венчания). Рассмотрим более подробно каждый из них (Гура А.В. С. 83.).

“Сговор сторон” включает в себя следующие обряды: предварительный договор, сватовство, запой, кладка, осмотр имущества жениха.

Предварительный договор отметили как элемент свадебного обряда только два информанта ( АгафоноваУ.М., 1907 г.р.; Крючкова В.С., 1913 г.р.). “Присылали родных, не родителей, родных. Перве договорятся, а потом значит приходят родители уж...” (Крючкова В.С., 1913 г.р.).

После того как получено согласие, а иногда и без него в дом девушки жених посылает сватов. Перед тем как отправиться в дом невесты для успешного исхода сватовства “стол опутывали; вот стол опутают веревкой, значит невеста никуды не денется” (Коновалова К.А., 1928 г.р.). Сватами, как отмечали информанты, могли быть родители жениха, крестные родители жениха, и даже сам жених. “Отец идет, крестный, с женихом идут сватать” (Батраков М.С., 1927 г.р.); “Раньше-то родители ходили. Сватали. Это сейчас все самовольно делают, без родителей” (Ксенофонтова Е.С., 1917 г.р.).

В ходе опроса, проведенного в селе, не выявлено существование сейчас или в прошлом “профессиональных” свах или сватов.

Запой в Баевке проводился в один день со сватовством (8 записей), а в 2 записях отмечено слияние в один обрядовый комплекс трех обрядов - сватовство, запой и осмотр дома жениха. “Вот тут усватают, и в этот вечер сразу запой. И сразу созывают родных” (Крючкова В.С., 1913 г.р.). “Это ведь счас договариваются, а раньше вот пришли сватать, ну все, невеста согласна, жених согласен, ну, собирают родню. И сватают и запивают. В этот же день” (Коновалова К.А., 1928 г.р.). “Вот когда у невесты уйдут, пойдут к жениху, как раньше, дом глядеть! У невесты тут погуляют, посидят там скоко, пойдут к жениху. В этот же вечер...” ( Агафонова У.М., 1907 г.р.). К этим обрядам примыкает кладка, которую, как правило, рядили на сватовстве. “Раньше рядили, а в мои года нет. Раньше-то шубу, шубняк длинный невесте рядют. - А когда рядились-то? - Когда сватали” (Ксенофонтова Е.С., 1917 г.р.). Таким образом, для данного села характерна тенденция к стяжению в один обрядовый комплекс, совершавшийся в течение одного промежутка времени, четырех свадебных обрядов: сватовства, кладки, запоя и осмотра имущества жениха.

Подготовка к браку включала в себя следующие обряды: девишник и “ходить окошки мерить”.

Девишник в Баевке называют фантики. “Оне за недельку до свадьбы бывают. Все подруги сходются и робят кричат. Робяты все по лавкам. Девки - кучкой, поют песни” (Шумилина Т.К., 1916 г.р.).

Обряды в день предшествующий дню венчания состояли из обрядов, называемых в селе: рубашку носить, ходить за веником, носить постель, ходить с цветком. Среди них и варианты одного обряда (ходить за веником, ходить с цветком) и самостоятельные обряды, обладающие собственной семантикой и совершавшиеся в разное время. Некоторые из них не имели четкой приуроченности в свадьбе. Так обряд носить постель мог совершаться накануне венчания, а мог и в день венчания: “Раньше накануне (возили), а после-то стали: кода невесту увезут, тогда и постель” (Агафонова У.М., 1907 г.р.); “Раньше вот подъезжает поезд и постель выносят, кладут... Ну, и вот погрузят все. Невесту сажают, выйдут там, посидят и увозят... На роспись вперед поедут. С этой постелью поедут на роспись” (Ксенофонтова Е.С., 1917 г.р.). Такой же вариативностью обладал и обряд носить рубашку: его могли совершать за два дня до венчания (Ксенофонтова Е.С., 1917 г.р.), но могли и накануне венчания. Носили подруги, девушки. Рубашку отнесут и отдадут жениху. Их там угостят, поднесут по рюмочке. В селе не принято было подменять рубашку, ее просто отдавали. Обратно девушки получали веник, иногда дрова. Веник девушки по дороге к невесте наряжали лентами и “втыкали его на шест” (Голубева И.Я., 1923 г.р.). Затем этим веником парили в бане невесту.

Один их информантов назвал обряд с цветком ходить. “?: А было такое, что до свадьбы девушки идут в дом жениха? - Коновалова К.А. (1928 г.р.): А как же, с цветком ходили. - ?: С каким? - Коновалова К.А.: Ну, вот наряжают там веник и идут к жениху. Да, ну вот, назывался цветком веник, на него бантиков разных, тряпочек, идут к жениху”. Этот “цветок” приносили к жениху, наливали в вазу самогонки и ставили в него “цветок”, “да чтоб не завял, не завял цветочек” (Коновалова К.А., 1928 г.р.).

Завершал третий период предсвадебного этапа обряд “бани”. В Баевке он проводился в день накануне венчания. Невеста вместе с подругами ходила в баню. Там девушки парили ее веником. О традиции гадания в бани не сообщил ни один информант.

Третий этап - собственно свадьба или бракосочетание - по количеству составляющих его обрядов превосходит все остальные. Это такие обряды, как “бужение”, “расплетание косы и передача ленты”, “сборы к венцу”, “выкуп невесты”, “свадебный поезд”, “встреча молодых от венца”, “пиры” (в доме жениха и в доме невесты), “первая брачная ночь”, “поиски “ярки”, “посещение новобрачными родственников”.

Не останавливаясь подробно на всех обрядах, составляющих этот этап, и всех актах, из которых соответственно строятся обряды, рассмотрим только те из них, которые обладают локальной особенностью.

Обряд “бужения” еще сравнительно недавно (в 20-30-е гг. нашего столетия) включал в себя такой важнейший акт, как “вопление” невесты: “Невеста сама встает. Мать сперва будит, потом брата, а потом и подруг...

Вы не пойте-ка, ранни кочеточки, ранехонько,

Не будите, ранни кочеты, вы мою милу маменьку,

Разбужу я ее сама, разнесчастная.

Вставай-ка, мила маменька,

На дворе день, белым заря.

Белым-бело, красно солнышко, взглянет к нам в окошко.

А потом начинает брату. И брату эдак будет (“вопить” - И.В.Я.).

Вставай-ка, братец миленький,

Выходи-ка ты на широко-то подворье-те,

Запряги-ка, братец миленький, ты ворона коня,

Поезжай-ка, братец миленький, во темный лес,

Заруби-ка братец миленький, ты ветку березы...”

(Агафонова У.М.,1907 г.р.)

Локальным характером в обряде “сборы невесты к венцу” обладает акт “предохранение невесты от сглаза”: “на грудь мыло ложили, это говорят “подвенечное” мыло; когда ребенок родится, им мыли ребенка” (Агафонова У.М., 1907 г.р.), а в обряде “расплетание невесте косы и передаче ею ленты” в отличие от общерегиональной традиции невеста ленту передавала не своей младшей сестре или подруге, а сестре жениха (Агафонова У.М., 1907 г.р.).

Обряд “выкуп места для свахи” также включал в себя весьма специфический акт: “?: А жених для свах место выкупал? - Агафонова У.М. (1907 г.р.): Нет. Это тут свахи выкупают. Тут садится сваха за стол околе невесты и вот сваха, когда это... просит: “Подайте из чулана! Подают там квасу, чаво... И она (сваха жениха - Я.И.В.) бросает туда копеечки (расплачивается, чтобы выкупить для себя место - автор)”.

Как отмечало большинство информантов, в селе проводились в день венчания два пира: один у жениха, который назывался “горной”, и второй у невесты, называвшийся “отзывки” (Крючкова В.С., 1913 г.р.). Первый стол - у жениха - сопровождался битьем горшков (целых и худых в зависимости от “честности” / “нечестности” невесты). Кроме того, “честности” / “нечестности” невесты показывалась следующими действиями: показывали простыню; матери на руку привязывали ленту (черную, если “нечестная”; розовую, если “честная”) (Сухова Е.Ф., 1912 г.р.); вывешивали ночную рубашку невесты. Но причину битья горшков до брачной ночи информанты объяснить не могли и ссылались на традицию.

Свадьбу в Баевке завершал обряд “посещение новобрачными родственников” (местное название - ходить по гостям). “На второй день родные берут их (молодых - автор) в гости, гуляют. Каждый в дом берет. Ходишь, ходишь. Могли и соседи брать, которые гуляли на свадьбе” (Ксенофонтова, 1917 г.р.). “Неделю гуляли. По селу гуляли. С конца до конца обойдешь родных” (Агафонова У.М., 1907 г.р.).

И.В. Явкина

( Опубликовано в книге: Свадебная обрядность на территории Ульяновской области: Материалы и исследования. Ульяновск, 1997.)

Используются технологии uCoz