Свадебный обряд “Поиски ярки”в селе Поливаново Барышского района
|
|
В июле 1997 года в с. Поливаново Барышского района Ульяновской области проводилось изучение бытования обряда “Поиски “ярки”. Осуществлялось оно методом формализированного интервью с открытыми вопросами. Ответы записывались на магнитную пленку. Село насчитывает 520 дворов (хозяйств). Опрос происходил методом случайной выборки. Для сохранения в выборке существующего в селе соотношения между пенсионными и непенсионными группами дополнительно были опрошены работающие жители села. А для сохранения в выборке существующего соотношения мужчин и женщин опрос в доме проводился раздельно, т.е. отдельно опрашивались мужчины и отдельно - женщины. Всего опрошено 47 жителей села в возрасте от 25 до 80 лет. Из них 38 человек - люди пенсионного возраста (женщины от 55 лет и старше; мужчины - от 60 лет и старше). Основную группу информантов составили люди 1930-1940-х годов рождения. Их доля в выборке составили 55 %. При этом большая часть в этой группе - женщины - 73 %. Выбор для исследования данного села обусловлен рядом причин. Во-первых, в течение нескольких лет здесь изучалась фольклорная традиция и было зафиксировано наличие в современной культурной жизни обряда “Поиски “ярки”. Во-вторых, село Поливаново возникло только в 20 веке, и по сей день состав его жителей постоянно пополняется. На данном этапе на ставилась задача изучения восприятия этой традиции и включения в нее людей, поселившихся в селе в последние 10 лет. Обследование велось по двум направлениям: с одной стороны, изучение общей традиции села, а, с другой, фиксация особенностей исполнения конкретного обряда. Выяснению общей традиции, ее распространенности был посвящен первый вопрос: “Существует ли в вашем селе традиция “искать “ярку”? Все информанты дали утвердительный ответ на него. Это означает, что данный обряд - устойчивая традиция в селе. Однако далеко не все принимают участие в нем, среди опрошенных 60 % были только свидетелями, но ни разу в нем сами не участвовали. Почти все информанты отмечали существование ограничений на участие в обряде: нежелательным считалось участие в нем молодежи до 18 лет обеих полов, а иногда и лиц старшего возраста, не состоящих в браке. Не брали на проведение обряда и детей. Вот некоторые типичные ответы: “?: Незамужним можно? И: Это уж я не знаю. ?: А парням холостым? И: Все, наверное, можно. ?: С какого возраста? И: Чай, с восемнадцати. ?: Детей брали? И: Нет, ну, зачем. Пьяные мужики, брань разная. ?: Старикам до какого возраста? И: Ну, которы, может... может пошутить. И если он бравый такой”. (Горячев А.Г., 1913 г.р.) “?: Незамужним девушкам можно? И: Нет, только свахи. Искать ходют только свахи. Да и пожилые там, сестра, брат. Вот эти, кто желает, нарядится. Но не девушки, нет. ?: А холостые парни? И: И парням нету. Только вот эти, которы женаты. Их, значит, вот, наряжают. И идем. Наряжаются и идут”. (Инжуватова З.Н., 1929 г.р.) “Детям нельзя, как говорится, подружкам невесты тоже нельзя уж там, на второй день. Они не ходят”. (Голубев В.А., 1949 г.р.) В соответствии с традицией главными участниками обряда, как правило, являются родственники невесты, хотя иногда допускается и участие представителей другой стороны. В с. Поливаново я этой традицией существенных изменений не произошло. На вопрос о том, кто участвует, типичные ответы были таковы: “Невестины”. (Горячев А.Г., 1913 г.р.) “?: А ищет кто? И: Это, вот, утром придем, собираются свахи, идут туда к жениху. Наряживаются и идут искать невесту.. ?: И жениховы, и невестины? И: Да, да. Свахи наряжались и шли “ярку” искать”. (Инжуватова З.Н., 1929 г.р.) “Смешанны. Да потому, что там не поймешь, забудешь. Ну, просто, кто смел, то и съел”. ( Голубев В.А., 1949 г.р.) При выяснении отношения информантов к обряду была сделана попытка установить наиболее запомнившийся обряд и выяснить, что в нем особенно привлекательно для участника или зрителя. Однако ответы информантов показывают, что такого одного обрядового действия, акта нет. А отношение человека к обряду определяется прежде всего общим отношением его к жизни, к другим людям и т.д. Вот некоторые типичные ответы: “Раньше шутили, смеялись, раньше было весело на свадьбе, а щас ни одной свадьбы не слыхать. Щас наряжены не ходят...” (Инжуватова З.Н., 1929 г.р.) “Последнее время, я хочу сказать, это организованнее стало проходить. В мои года там одно время запреты были, я еще попала. Как мы считаем, хуже стали жить, но лучше свадьбы проходить”. (Алексеева Г.И., 1957 г.р.) Изучение конкретных обрядов выявило набор персонажей - участников обряда. Это: пастух, старик, невеста, милиционер, медведь, цыганка, поп, врач, разбойники, старуха и просто мужчины, переодетые в женское платье, и женщины, переодетые в мужской костюм. Все информанты в качестве обязательных отметили следующие персонажи: пастух, врач, цыганка. Частота встречаемости остальных персонажей в обряде распределилась следующим образом: поп - 2 %, милиционер - 10 %, медведь - 2 %, солдат - 7 %, невеста - 2 %, старуха - 14 %, старик - 12 %, мужчины в женском платье - 6 %, женщины в мужском костюме - 6 %. Многие детали костюма ряженых обусловлены создаваемыми ими образами: врач - элементы одежды и предметы, характерные для врача (белый халат, стетоскоп и пр.), милиционер - характерные для милиционера (фуражка, китель, кобура и пр.). Но наряду с этим широко используются и традиционные способы ряжения: вывороченная шуба, старые рваные вещи. Вот некоторые типичные ответы информантов на вопрос о костюме ряженых: “Кто как сумеет”. (Горячев А.Г., 1913 г.р.) “?: Что одевали? И: Да чё, кофту, чё больше. ?: Это мужчина? И: Да. ?: А женщина? И: А женщина брюки оденет, да тоже чё-нибудь там поинтереснее. Усы приделаешь да наденешь чё поинтереснее. Как было, это почуднее чтоб было. ?: Морковку делали? И: Да, если котора бойка женщина, повесит морковку, а то еще чё-нибудь. Шприцы, вот, это - медсестра. С шприцем идет. А пастух с кнутом идет. Стукат, свищет и гонит всех. Ну, кричим там... Я, вот, у соседей была на свадьбе, взяла нарядилась медведем: шубу надела, выворотила да маску медвежью надела. ?: А маску где брали? И: Да дома у меня была. ?: Сами делали? И: Нет, была куплена. Вот и ехали пока, мне шутя было. А зимой была свадьба. Мне шутя уж было в шубе этой, в медвежьей этой, да брюки ватны надела”. (Инжуватова З.Н., 1929 г.р.) “У милиционера чё: свисток, фуражка, китель какой-нибудь, штана одна изорвана, тудым-сюдым, на босу... Ну, этот врач: девка кака-нибудь, с крестом халат белый, на босу ногу. Ну, кто там еще. Цыганка - как обычно наряжается”. (Голубев В.А., 1949 г.р.). “?: Как наряжается пастух? И: Шубу вывернет. Кнут возьмет. Накрасят его сажей или краской. Вот. ?: А доктор как? И: В белом халате, в чепчике. ?: А инструменты? И: Сумку возьмут. ?: А что в ней? И: Я, чай, не смотрела. Чай, нет ничего”. (Алексеева Г.И., 1957 г.р.) “Пастух - наряжался мужчина средних лет, даже молодой - шапка-ушанка, фуфайка, валенки, сапоги и, самое главное, длинный кнут. Цыганка - многие наряжались мужчины. Мне, вот, приходилось сбривать усы, это было очень печально для меня. Лицо мазали обязательно. В одной свадьбе даже волосы перекрашивали в такой, вот, смуглый цвет. Потом, как обычно, женский костюм: юбка, там, бюстгальтер. В других свадьбах женщины были цыганками, они гадали, соблазняли. В двух свадьбах были доктора. Доктор спасает людей: в первый день они выпили, и он им шприцем берет водку... У цыганки - карты...”. (Горячев Ю.А., 1972 г.р.) Среди предметов, используемых ряжеными, кроме шприца, кнута, карт и подобных им, можно встретить музыкальные инструменты или их заменители: “Гармонь, ба лалайка. Кто может, гремит ложками, заслонами, кто чем”. (Алексеева Г.И., 1957 г.р.) С точки зрения композиции обряд “Поиски “ярки” в с. Поливаново строится традиционно для Ульяновской области: ряженые в доме невесты сообщают о “пропаже “ярки” и отправляются на ее “поиски”; по дороге они поют частушки, пристают к прохожим, пастух частот щелкает кнутом и покрикивает на ряженых - так он “гонит” свое “стадо”; достигнув конечного пункта (т.е. дома жениха), ряженые после препирательств с хозяевами дома обыскивают его, находят “ярку” (новобрачных), осматривают молодую (врач) и соглашаются оставить ее в доме жениха, получив за это “выкуп” водкой. Таким образом, проведенное исследование дает возможность утверждать об устойчивости бытования данного обряда, о включенности в него в той или иной форме и с той или иной степенью активности большей части коренных жителей села. При этом до сих пор частично сохраняются возрастные запреты на участие в обряде - это касается незамужних девушек и холостых парней. Как правило, основными участниками обряда являются родственники и гости со стороны невесты, хотя нет абсолютного запрета на участие в качестве ряженых и со стороны невесты. Набор персонажей, их костюмы, используемые предметы и совершаемые действия соответствуют общерегиональной традиции. (Опубликовано в книге: Свадебная обрядность на территории Ульяновской области: Материалы и исследования. Ульяновск, 1997.)
|