Современные свадебные обычаи и обрядыгорода Ульяновска
|
|
Современный городской свадебный обряд - это сложное социокультурное явление, порождаемое взаимодействием двух принципиально различных культур - фольклорной, представляющей собой “комплекс традиционной духовной культуры, реализуемой в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях, действиях”1, коллективно-традиционной, и “современной”, профессионально-личностной, индивидуально-креативной2. Первую также определяют как моностилистическую культуру, а вторую, соответственно, как полистилистическую3. Свадьба и сегодня - это традиция, регулирующая важнейшую сторону празднично-обрядовой4 жизни человека и общества . Она, конечно, обусловлена в своем существовании предыдущими этапами в жизни свадебной обрядности - предыдущими традициями, но эта обусловленность не носит прямой и открытый характер5. Несмотря на то, что фольклористы, этнографы давно и плодотворно ведут наблюдение за современной сельской брачно-свадебной обрядностью6, городская свадьба по существу выпала из их поля зрения: до сих пор практически нет публикаций ни материалов, ни исследований, обобщающих, систематизирующих огромное количество разнородных явлений и фактов, присущих ей7. Сложность изучения современной городской свадебной обрядности обусловлена еще и такой специфической особенностью фольклора в целом (в том числе и обрядового), которую академик Н.И. Толстой определил как “диалектность”, то есть функционирование его как системы региональных и локальных типов8. Это, в свою очередь, диктует необходимость особой методологии и методики описания и анализа ее форм и явлений9. Таким образом характеристика современного городского свадебного обряда возможна только на основе интегрирования (через картографирование, табуляцию и т.п.) регионально-локальных вариантов с учетом как синхронического, так и диахронического аспектов. Иначе говоря, необходимо принимать во внимание другие этапы в существовании традиции (например, в 20 веке можно выделить такие этапы, как 10-20-гг., 30-40-е гг., 50-70-е гг.), варианты обрядов в зависимости от социальной и социально-топографической структуры города (гуманитарная интеллигенция и рабочие строительной индустрии, коренное население и мигранты; центр и городские окраины). Однако перейти сейчас к интегрированию не представляется возможным в силу указанных выше причин. В таком случае, на наш взгляд, можно в качестве промежуточного этапа дать описание конкретной региональной традиции. В качестве такого регионального описания предлагается современная городская свадебная обрядность на территории Ульяновской области. Основные этнодемографические особенности на данной территории в послевоенный период характеризовались, во-первых, достаточно резким увеличением доли городского населения. В частности, при постоянной площади области в 37,2 тыс. кв. км и увеличении общего количество населения с 1117,4 тыс. чел в 1959 г. до 1479,6 тыс. чел. в 1994 городское население выросло в 2,5 раза ( с 404,4 тыс. чел. в 1959 г. до 1070,5 тыс. чел. в 1994 г.) и составляет сейчас 72,4 % всего населения, тогда как сельское сократилось с 63,8 % в 1959 г. до 27,6 % в 1994 г. Во-вторых, в условиях постоянных и длительных контактов разных этносов, проживающих на территории Ульяновской области (прежде всего это татары, мордва, чуваши), доля семей, в которых супруги принадлежат к разным этносам составляла на 1989 г. 16,3 % от всех городских семей (в селе таких семей 13,3 %)10. Это обуславливает необходимость при рассмотрении городской свадебной обрядности учитывать как общие, так и этнические особенности в ней. Описание традиции построено на стенограммах стандартизированного интервью с открытыми вопросами, составленными Г.П. Анашкиной11. Интервью проведены автором и студентами УлГПУ, УлГУ и УПК N 4 в г. Ульяновске и городах областного подчинения Инзе, Димитровграде, Барыше в основном в 1997-1998 годах12. Использованы также бытовые видеозаписи свадьбы, фотоматериалы и письменные документы, входящие в современную свадьбу13. Прежде всего отметим, что, сохраняя присущую традициям предыдущих эпох трехчастную структуру - предсвадебный, свадебный и послесвадебный этапы, современный свадебный обряд в городе кардинально перестроил содержание каждого из них14. Существенно изменилось и распределение функций среди групп “персонажей” и, соответственно этому, закрепление за каждой из них своего этапа, обрядов, обрядовых актов, свадебных текстов в свадьбе15. Да и сами свадебные тексты, поэтические и музыкально-поэтические, сегодня также принципиально иные. Например, предсвадебный этап сегодня почти лишен и обрядовости и праздничности. В частности, Сватовство - важнейший и обязательный обряд в свадьбе предшествующих периодов сегодня элемент и факультативный, и почти полностью утративший обрядовую и праздничную семантику. Неслучайно в ответах информантов в том случае, если сватовство было, очень часто только констатируется сам факт его совершения, но ни о каких совершаемых при этом действиях не говорится16. Однако в городе зафиксированы и такие варианты, когда праздничность этого обряда, выработанная в предыдущие эпохи на основе переосмысления функций традиционных ритуальных элементов (иносказательная речь, обереги, наделение пространства дома символически-ритуальной семантикой и др.), входит в обряд17. Важным фактором современного свадебного обряда является участие в нем в качестве организатора и руководителя т.н. “тамады”, или как его иногда определяют, “специалиста по обрядам”. В подавляющем большинстве случаев он устанавливает только порядок проведения свадебного пира, организует свадебное застолье. Однако встречаются, правда, в единичных записях, случаи участия “тамады” (будем в дальнейшем использовать это слово для обозначения организатора свадьбы) в обрядах предсвадебного этапа. Не останавливаясь сейчас подробно на типологии этого персонажа современной свадьбы, отмечу, что среди них изредка попадаются и такие типы, вроде того, каким является В.И. Овсянникова18: “Мне 59 лет, я русская, по образованию педагог-воспитатель, работаю в детском саду вот уже 39 лет. Проведение свадеб и юбилеев - это мое хобби - я артистка народного театра музыкальной комедии. - ?: Где Вы проводите свадьбы? - В.И. Овсянникова: Да в нашем городе. Свадьбы всем своим знакомым, родственникам - я же не официальная тамада”. Ясно, что это существенно сказывается на характере обряда: “?: Что такое сейчас сватовство? Кто в нем участвует? - В.И. Овсянникова: В нем участвуют родители, в первую очередь, крестная. Но сейчас мало знают обычаев, поэтому приглашают меня. Вот, сына моей подруги женили, я ходила сватать. Все по-настоящему было. Рассказывать момент сватовства, как сватали? - ?: Да, что это такое? - В.И. Овсянникова: Это ведь старинные обряды и обычаи, это я брала у своей мамы, раньше видела (в детстве), как у нас сватали в Радищеве19. Накинула большой красивый платок, позвонили, пришли. Спросили: “По такому ли адресу мы пришли, проживает ли здесь девица Оля?” - “Проживает”. - “Ну, что ж, у вас - товар, у нас - купец, привезли красного молодца”. И села под матицу, а так как сейчас матицы нет, то села, значит в середину комнаты. Все смотрят. А мы предупредили, что стол заранее не накрывается. Вот я и сказала, что объявил наш дружок, красный молодец, что собирается жениться, полюбил он красну девицу - вашу Олю. “Покажите нам, пожалуйста, вашу Олю”. Выходит с гордостью. “Так, пройдись-ка, Оля, по одной половице. Как ты пройдешься”. Смотрим тут стать невесты. Прошлась Оля. Хорошо. Я бросаю медные деньги: “Собери-ка, Оленька, денежки”. Мы примечаем: не ленива ли она - наклоняется ли низко. А Оля должна быть сообразительной: в первую очередь поклониться будущим свекру и свекрови, потому что они главные сватья. Собрала денежки и положила их на стол. “Ну, что ж, понравилась нам ваша красна девица. А как наш красный молодец вам понравился?” - “Ну, что ж, Сашу мы знаем: он к нам домой ходил. (Они же все сейчас домой ходят.) Он к нам ходил, - говорят. - Мы к нему привыкли как к сыну родному”. Ну и все. А теперь серьезный разговор будет”. Но возможны и такие варианты, когда общая празднично-карнавальная стихия, доминирующая сегодня в городском и сельском свадебном обряде, вторгается и в обряд Сватовства. “Деменчикова О.В. (1978 г.р., рассказ о свадьбе 1997 г.): До свадьбы, как по обычаям, традициям, проводились некоторые мероприятия. Например, было сватовство. В роли сватьев, значит, была моя мама, тетя Ярослава (жених - М.М.), и мой папа, дядя Ярослава. Они пришли свататься к невесте в дом. У них значит тоже в доме была ее мама, папа, она сама была, потом была у них старушка, которую они тоже хотели сосватать сначала вместо Гели (невеста - М.М.). Вот так все интересно, живо проходило. - ?: Типа игры было? - Деменчикова О.В.: Да. Когда мы пришли, постучались. Стали тут песни петь, причитать, что вот пришли свататься. Потом: “Давайте показы! Вот жених, давайте, показывайте нам невесту!” Вот они нам говорят: “Вот ваша невеста!” Ипоказывают бабульку. А мы говорим: “Это не невеста. Мы для этой невесты и жениха найдем - деда нашего приведем!” Вот. Ну, посмеялись так. Потом выходит сама Геля. Мы стали у нее расспрашивать, что она умеет делать. Заставили ее собрать мясорубку - умеет ли она это делать. Что по дому выполняет, какие у нее поручения”. В связи с тем, что многие вступающие в брак предпочитают торжественную регистрацию во Дворце бракосочетания, день регистрации брака и, значит, день проведения свадебного торжества полностью определяется этим учреждением - в соотвествии с очередью региструющих брак. Именно поэтому сегодня достаточно часто встречаются случаи, когда подача заявления предшествует Сватовству. После Сватовства следует еще одна или несколько встреч роднящихся семей, родов. Широко варьируется количестве встреч, их названия, акты, из которых они состоят. Например, эти встречи могут называться “сговором”, “домашним обручением”, “помолвкой”, “запоем”. Информанты при этом часто путаются в точном разграничении этих терминов, иногда разные термины определяют функционально идентичные обряды, порою даются совершенно противоположные, основанные на субъективном осмыслении, толкования наименованиям обрядов. Также вариативен, почти лишен ритуальной семантики Запой20 составлявший некогда центр первой фазы предсвадебного этапа: “Савостьянова Е.В. (1977 г.р., рассказ о свадьбе 1998 г.): “22 ноября (или декабря) у них был Запой. Приехали родственники жениха к невесте. Там накрыли стол. - ?: А ты как подруга была там? - Савостьянова Е.В.: Нет, меня там не было. - Савостьянова Е.В.: А другие подруги были? - Савостьянова Е.В.: Нет, не было никого. Только, значит, мама, папа и близкие друзья семьи: муж с женой, а со стороны жениха приехали: мама, папа и тетя с дядей. Вот они посидели, все это обговорили, как полагается, за бутылочкой водочки. Будущих молодоженов выпроводили из-за стола. И дальше обсуждали детали”. Запой сохраняет праздничность, но в новой форме, традиционной для современного застолья (застольные развлечения, анекдоты, мемораты, исполнение песен, танцы). Выпали полностью или редуцировались до чисто бытового акта редкие на территории Ульяновской области в предшествующие периоды 20 века обряды в промежутке от Осмотра дома жениха до Бани, который А.В. Гура определил как Подготовку к браку21. В современной городской свадьбе не имеет всеобщего распространения обычай ограничивать общение жениха и невесты друг с другом, посещение ими традиционных мест гуляний молодежи, хотя в силу разных обстоятельств (социальное происхождение, национальность22, культурная ориентация на национальные традиции23 и др.) эта традиция может и соблюдаться. Сохраняется традиция приготовления невестой подарков родственникам жениха, покупка ею свадебной рубашки жениху. Соответственно жених должен покупать невесте свадебное платье - утверждают одни информанты. Другие, напротив, решительно заявляют, что свадебное платье должна обязательно купить сама невеста. Как известно, со свадебным платьем существовало много поверий, специальных действий. В современной свадьбе повсеместно распространен запрет показываться в свадебном платье перед женихом, не должна невеста давать кому-либо его примерять. Однако есть в предсвадебных обрядах и такой, в котором праздничное начало не только не утрачено, но получило особое развитие. Это обряд Передачи рубашки. И если Сватовство в соответствии с традицией предыдущих периодов полностью осталось делом старших членов двух семей,родов, если Запой теперь полностью перешел также в их ведомство, то Передача рубашки стало обрядом, в котором главную роль играют, как правило, девушки. Но и этот обряд сегодня отнюдь не является не только обязательным, но и общераспространенным. Многие информанты на вопрос о наличии такой традиции давали отрицательный ответ. Передача рубашки, в тех случаях, когда этот акт развертывался в обрядовое действо, как правило, происходила как действо смеховое, превращаясь порою в яркие комические, театрализованные сценки. Прежде всего отметим, что девушки делали несколько рубашек, причем старались сделать их одна “чуднее” другой. Очень часто участники обряда, следуя его комической доминанте, превращали обряд в яркое театрализованное действо импровизационного характера. Девушки, например, придумывали для себя своеобразную “сценическую” версию посещения дома жениха с рубашкой: “Пыркина Ю. А. (1978 г.р., рассказ о свадьбе 1997 г.): Мы ходили вчетвером: сестра невесты, ее подруга с работы, я и моя сестра. Мы пришли к невесте домой. Невесту отправили в косметический кабинет, чтобы она готовилась к свадьбе. Мы решили, что мы сделаем себе вот такие визитки, на которых будет написано, например, “Агент Юля”, “Агент Света”, “Агент Лена” и “Агент Ира”. Мы как бы представляли собой коммивояжеров, которые сейчас ходят по домам и что-то продают”. Готовились и со стороны жениха: “Деменчикова О.В. (1978 г.р., рассказ о свадьбе 1997 г.): “Мы тоже готовились. Мы на двери, на входной, повесили объявление, что требуется свадебная рубашка, там, самая красивая, самая-самая. Короче, соврали, что очень большого размера. Ну, такое вот в шуточной форме объявление повесили на входной двери у подъезда и повесили такое же объявление на своей двери. У них же должна быть какая-то зацепка, почему они пришли продавать нам рубашку: увидели объявление, прочитали его и пришли к нам”. По “театральному” проходили и дальнейшие действия как девушек, так и родственников со стороны жениха. “Кузнецова О.Г. (1975 г.р., рассказ о свадьбе 1997 г.): Пришли, вроде, как в тот дом, где жених живет продавать рубашку. Нас там ждали. Отец жениха стоял на лестнице. Мы стали подходить, а он перед нашим носом дверь закрыл. Мы были удивлены. Но потом мы постучались. Нам дверь немножко приоткрыли и спросили: “Кто вы такие и зачем сюда пришли?” Мы говорим: “Мы тут рубашки продаем, слышали у вас здесь жених живет. Вам не надо рубашку?” Они: “Нет, нам не надо”. Мы опять стоим, как эти, около двери. Еще раз постучались. Нас пустили. Мы прошли, встали у порога, стали разуваться, но нас остановили: “Мол, подождите, что это вы сюда пришли? Мы еще узнаем, кто вы такие! А они сразу раздеваются! - ?: А кто там был? - Кузнецова О.Г.: Там собрались друзья жениха, братья, родители, тетя. Они стали спрашивать: “Зачем пришли?” Мы говорим: “Вот, из АО “Надежда”. Продаем рубашки”. Ну, они, вроде как, сказали: “Проходите”. Но все равно в дом не приглашают. И мы все так и стоим у порога”. В некоторых вариантах помимо “шуточных” рубашек жениху продавали и другие предметы мужской одежды - брюки, трусы, майку. Жениха при этом старались заставить примерить все это на себя. В смеховом ключе развертывалось и важнейшее в обряде действие стороны жениха - угощение “продавцов рубашки”. Как правило оно было своеобразным “ответом” на комические импровизации девушек, но могло и предшествовать им. Возможны в современной городской свадьбе и совершенно необычные трансформации традиционных актов русской свадьбы как, например, игровое переосмысление акта “продажи невестиной косы”: “Деменчикова О.В. (1978 г.р., рассказ о свадьбе 1997 г.): Потом, мы рубашку купили, они сказали, что вот, мол, невеста ходила на рынок, вся порастратилась, деньги-то за рубашку отдала, а где ей было денег взять - она взяла и себе косу отрезала. Вот косу-то продала, теперь без косы. Вот, возьмешь такую невесту? А они принесли косу, сплетенную из...- ?: Веревок? - Деменчикова О.В.: Да, по-моему, то ли из мочалки она у них была сплетена. Вот на конце такой ситцевый платочек, это бантик был приделан. Оригинальная такая коса. И вот говорят: “Покупай косу невесте, а то она не сможет показаться на люди”. Она, мол, некрасивая, вся обстриженная. Косу свою продала, чтобы тебе рубашку купить. А он говорит: “Зачем мне ее коса нужна, у меня есть парик”. Достаем мы парик, а он весь такой кудрявенький, тоже светленький, как коса. И говорим: “Вот у нас есть парик. Мы на нее парик наденем, и все - нам такая невеста подходит”. Ну, они нам говорят: “Ладно, хорошо, берем мы ваш парик, чтобы отдать невесте, чтобы она одела”. Овладение этой традицией, происходит, как правило, естественным (“устным”) путем - через участие в обрядах. Но возможно влияние “знатоков обрядов” - и сверстников и представителей старших поколений. Свободное отношение к ритуальности свадебного обряда, в том числе и к последовательности проведения обрядов, часто приводит к переносу обрядов, актов из одного этапа в другой, причем, к переносу, совершенно осознанному. “?: А зачем жених наряжался, когдавас встречал (наряжался в шубу, малахай, очки - М.М.)? Кто ему посоветовал? - Кузнецова О.Г. (1975 г.р., рассказ о свадьбе 1997 г.): Брат его. - ?: Тоже это где-то видел или сам придумал? - Кузнецова О.Г.: Просто прикололись они, нарядили его, чтоб веселей было. Он взял это со второго дня свадьбы, когда ряженые”. Такой же характер носит и входивший раньше в обряд Передачи рубашки акт Вручения девушкам родственниками жениха веника и мыла для невесты. Параллельно с выкупом рубашки девушек могли заставлять выкупать полагающиеся веник и мыло, также сначала предлагая “шуточные” варианты. Вместо веника часто дают мочалку, а вместо мыла - шампунь. Веник по-прежнему стремятся украсить цветами из разноцветной бумаги, маленьких ленточек. Входит в этот комплектиногда и флакон духов для невесты от будущей свекрови. Сохраняется в современной городской свадьбе и традиция проводить накануне дня заключения брака прощальный вечер у невесты. Все информанты для его обозначения также используют традиционный термин Девишник. Обычно Девишник сегодня - это небольшая вечеринка у невесты, на которой присутствуют только близкие подруги, но, как правило, без жениха и без парней. Соответственно у жениха проходит вечер, называемый часто Мальчишником. Определенная редукция ритуально-праздничной стороны на данном этапе свадьбы (церемония Подготовка к браку) сменяется ее мощным, буйным развитием в свадебный период - в день бракосочетания. Сохраняется в современной городской свадьбе, хотя и не носит обязательного и повсеместного характера, обряд Благославления родителями невесты с использованием традиционных атрибутов - хлеба и иконы. Соблюдается и традиция применять различные обереги, но практически только по отношению к невесте. Обереги традиционны: “всякие иголки, булавки, молитвы” (Брежнева Г.В., 1958 г.р., рассказ о свадьбе 1998 г.). Собранную невесту перед приездом свадебного поезда сажали за стол в одной из комнат дома. Рядом с ней, как правило, садились или подруги, или маленькие дети (мальчик или девочка). Но возможны и такие случаи, когда она сидела за столом одна. Конечно, главным, определяющим этот этап свадьбы является обряд Выкупа невесты, а его основой - огромное количество самых разнообразных конкурсов. Эти конкурсы готовили, в основном, девушки. Они основывались на собственном опыте, обращались за помощью к сверстницам, вышедшим замуж, иногда даже к самой невесте. Большую роль в ретрансляции традиций современной городской свадьбы сегодня начинают играть также письменные документы24, видеозаписи. При этом обращается внимание исключительно на “сценическую” выразительность актов, текстов, игнорируя, где разыгрывалась свадьба, сельская или городская традиция отражена. Вот типичное описание происходящего в это время в доме невесты: “Захарова О.В., (1979 г.р., рассказ о свадьбе 1996 года): Когда друзья с женихом приехали к дому, то они, конечно, посигналили, чтобы все услышали, что они приехали. Затем мы стали подниматься вместе с друзьями и женихом, т.е. с женихом приехало трое друзей и несколько человек родственников и знакомых. Когда мы стали заходить в лифт, в лифте стояло перевернутое ведро (мы, конечно, не поняли, для чего это было, мы его убрали). Затем, когда мы приехали на определенный этаж, то перед нами были несколько ступенек и за каждую ступеньку надо было заплатить (платили друзья). На площадке перед квартирой нас ждали подружки невесты. Когда мы заплатили за каждую ступеньку, подружки подбежали с зеркалом, и на зеркале были отпечатки губ. Надо было найти губы невесты. За каждый неправильный ответ друг должен был платить определенную сумму. Хотя должен был угадывать один жених (сам), но ему активно помогали друзья. Подружек было пять человек плюс еще были близкие родственницы невесты, сестры и еще несколько родственников. Затем подбежала одна из подружек невесты и предложила цветочек примерно из 12-ти лепестков. Надо было указать на любой из них, подружка вытаскивает его, переворачивает, если там имя невесты, то все, если нет - плати деньги. Затем, когда мы уже стали подходить к двери, то перед женихом и друзьями стояла табуретка, на ней стояли четыре чашки с кофе, надо было их выпивать до тех пор, пока в одной из них не обнаружится ключ на дне (это должен делать один жених), ключ от двери, за которой находится невеста (свадьба была в общежитии). Когда ключ был найден, тогда стали пробовать открывать дверь (жених пробовал) - дверь не открывалась, а настоящий ключ оказался у подружки, за него пришлось заплатить. Когда открыли дверь, то вместо невесты сидел молодой человек, перекрашенный в невесту и с фатой на голове. Он сидел у входа и тянул к себе жениха, чтобы потребовать выкуп за него. Но друзья сильные были и не дали своего друга в обиду. Комнат было много, но жених знал, где находится невеста, и мы отправились туда (за вход в комнату опять же заплатили деньги). Нам открыли комнату, и, когда вошли, перед нами стоял стол, за ним сидела невеста, две подруги около нее, стояли мать с отцом, и перед друзьями поставили поднос и сказали, чтобы заполнили дно купюрами. Но тут одна подружка забрала эти купюры и говорит: “Вы что? Вы ничего не клали”. Ну пришлось еще платить, а уже мелких денег не было, пришлось уже большими. Потом надо было найти туфлю невесты или выкупить (одну туфлю). На этой свадьбе был один молодой человек со стороны жениха, который сразу как-то сообразил, открыл шкаф и нашел коробку, завернутую в газету. В коробке, в пакете была завернута туфля. Этот мальчик отдал ее жениху, вообще надо, чтобы жених сам надел ее невесте, но он просто отдал ее. И тут выкуп заканчивается. Вообще поиск или выкуп туфли мотивируют тем, что встают, например, а невеста без туфли - хромая, зачем она такая... и вот... не может она никак ехать без туфли. После того как туфля найдена (если туфля найдена людьми со стороны жениха) - все - выкуп прекращается, и за туфлю денег не просят. Затем жених садится рядом с невестой (одна из подружек освобождает место), и другая подружка тоже встает. Начинают пить шампанское (за столом сидят только жених с невестой, остальные стоят) и закусывать конфетами, большеничего; отмечают то, что выкуп состоялся. Все, едут в ЗАГС. Но когда мы стали выходить, у подъезда общежития все служащие его перетянули выход шнуром и сказали, чтобы мы ставили на два конца две бутылки водки. Мы расплатились (водку дали родители невесты) - видно знали, чем все это закончится. Нас тут же пропустили, и мы уехали в ЗАГС”. Из этого описания видно, что праздничное начало создается прежде всего действиями, совершаемыми обеими сторонами, которые носят исключительно игровой, смеховой характер. Большинство из этих действий, как и предметы, используемые в них25, не соответствуют свадебной традиции предыдущих эпох. Но нельзя сказать, что они вообще вне свадебной традиционной обрядности. Многочисленные испытания невесты, были характерны для свадьбы предыдущих эпох на второй день (молодая должна была подмести пол, принести воды, определить по ногам своего мужа и др.). Эта традиция в современной свадьбе и сохранилась на второй день, и перешла на первый, развившись на новой основе. Испытательные действия, некогда прежде всего ритуальные, теперь приобрели чисто игровой, празднично-развлекательный характер, очень напоминающий молодежные сельские и городские развлечения и игры, как в прошлом, так и в настоящем. Не случайно и то, что главными действующими лицами на этой фазе обряда, главными творцами этих испытаний являются девушки. Сюда же перешел обычай подменять невесту “ложной” - девушкой, парнем, женщиной, даже пожилой, наряженной в одежду, имитирующую свадебную или пародирующую ее. В современной свадьбе последний вариант более характерен для второго дня, для обряда “Поиски “ярки”. В свадебной обрядности 20-40-х годов в сельской местности и первый и второй варианты встречались уже на Запое26. Но уже на этом этапе свадьбы достаточно сильно проявляется и воздействие “письменной” культуры - девушки пишут плакаты для размещения их в подъезде по пути следования свадебного поезда (например, “Тили-тили тесто, Здесь живет невеста”27), диалоги между сторонами жениха и невесты включают в себя стихотворные тексты, частью сочиненные подругами невесты, частью позаимствованные из других свадеб, рукописных сборников и печатных источников - различного рода методических рекомендаций, пособий по организации и проведению современной свадьбы. “Савостьянова Е.В. (1977 г.р., рассказ о свадьбе 1997 г.): Весь выкуп мы разделили между пятью подружками или шестью, которые принимали участие. Жениха встречала я, как свидетельница, у двери. Значит, начиналось так, я говорила: “Ой вы, гости-господа! Долго ли ехали, куда? И каким попутным ветром Занесло Вас к нам сюда?” Во многих свадьбах знаком окончания выкупа невесты является принятие ею букета от жениха. Важнейшим ритуальным действием современной городской свадьбы после официальной регистрации брака28 является посещение некоторых мест города. Это различного рода памятники, местные достопримечательности (например, в Ульяновске - памятник М.А. Ульяновой, обелиск в честь 40-летия со дня Победы и др.), места учебы или работы новобрачных. При этом некоторые “по городу делают круг. Можно проехать по одной улице, по одной полосе, а потом по другой полосе” (Мозина Ю.В., 1975 г.р.)29. Во время посещения одного из памятных мест невеста могла кидать свадебный букет подругам30. Хотя данный свадебный акт еще не стал общераспространенным, не закрепился за определенным моментом свадьбы, он начинает завоевывать популярность. Торжественная встреча новобрачных после регистрации брака или венчания31 происходит или дома у жениха или в кафе, где организуется свадебное застолье. Поэтому в современной городской свадьбе встречать их могут как родители жениха, так и тамада. На некоторых свадьбах молодых осыпают зерном, конфетами, деньгами, чтобы “жизнь у них и сладкая была, и денег было, чтоб всего-всего в доме было много” (Брежнева Г.В.,1958 г.р.). В большинстве свадеб “обыгрывается” каравай - хлеб круглой формы, покупаемый в магазине специально для свадьбы. Им благославляют или просто встречают новобрачных родители или тамада. От "каравая" новобрачные отламывают или откусывают одновременно или по очереди. При этом считается, что у кого кусок больше, тот и будет главой семьи. Этим же караваем потом жених с невестой угощали всех гостей. Свадебный стол, свадебный пир, завершающий обрядность дня свадьбы, сегодня приобрел новый характер. Это обусловлено прежде всего тем, что функционирование традиции на этом этапе определяется уже не только народной устной культурой, но культурой профессиональной, специализированной. Во-первых, в подавляющем большинстве современных свадеб организатором свадебного застолья является тамада. Во-вторых, обрядность свадебного застолья сейчас результат сложного взаимодействия трансформированной свадебной традиционной обрядности предыдущих лет, современной застольной традиции и целенаправленной деятельности органов культуры в 70-80-е годы нашего века над формированием и внедрением в быт новых празднично-обрядовых форм32. В роли “тамады” сегодня могут выступать профессиональные работники культуры, сотрудники различных агенств и фирм по проведению торжеств, юбилеев, презентаций, частные предприниматели33, а также родственники и знакомые, для которых это - “хобби”. Выше мы уже характеризовали один из типов “тамады” - женщина старшего поколения, родом из деревни, опирающаяся в организации и проведении свадеб на сельскую традицию 20-40-х годов 20 века. Другой тип “тамады” - представитель среднего поколения - Григорьев В.В. (1969 г.р., руководитель молодежного эстрадного театра “Виртуозы Симбирска”). Он имеет достаточно солидный стаж проведения свадеб, собственный празднично-игровые разработки, так что его вполне можно назвать профессионалом, хотя он и не имеет специального образования. Все современные ведущие свадебного застолья работают по сценарию, включающему в себя как празднично-развлекательную часть (“игровую программу”), так и ритуально-обрядовую (знакомство породнившихся родов, вручение подарков молодым, обозначения нового семейного статуса членов породнившихся семей, порядок подачи блюд и др.), причем эти две стороны органично слиты друг с другом. Предварительно общий ход гуляния оговаривается с родителями молодых. Наличие сценария, однако, не лишает гостей возможности участвовать в проведении застолья (предлагать и проводить свои конкурсы, игры), индивидуально проявлять себя в обрядовых актах и играх, конкурсах, организуемых тамадой. Так в городскую свадьбу могут входить элементы, характерные, например, преимущественно для сельской: “Деменчикова О.В. (1978 г.р., рассказ о свадьбе 1997 г.): Одна родственница, тоже со стороны невесты, приехала из деревни с подарками, и очень понравилось, как она вручала эти подарки: Еще, Гелена и Ярослав, дарю я вам два платочка, Чтобы были у вас сын и дочка. Дарю я вам мыло, Чтобы душа не ныла. Дарю я вам носки, Чтобы не было тоски. Дарю я вам бумажки, Чтоб не ходил Ярослав к другой Дуняшке. Дарю серебро, Чтобы велося добро. Дарю я вам меди, Чтоб не жили Ярослав и Гелена, как медведи”. Вручение подарков молодым даже в современной городской свадьбе сохраняет ритуально-обрядовую природу. Это проявляется в регламентации самого процесса вручения подарков, очередности вручения подарков (сначала родители, потом близкие родственники, далее остальные гости), поведения молодых при этом (“Савостьянова Е.В. (1977 г.р.): Жених с невестой во время поздравления стояли и всем говорили спасибо. Нельзя было садиться”). Традиционное для современной свадьбы обозначение нового семейного статуса членов породнившихся семей происходит в форме зачитывания “указов”, вручения “паспортов”, “дипломов”. Но и в этих празднично-игровых, по преимуществу смеховых формах, сохраняется и ритуально-обрядовая сторона: “Савостьянова Е.В. (1977 г.р., рассказ о свадьбе 1998 г.): Потом свидетель со свидетельницей поздравляли. И все это было в стихотворной форме. Они разделились: свидетельница читала наказ жениху и свекрови со свекром, а свидетель - наказ невесте и тещи с тестем”. “Паспорта”, “дипломы” представляют собой смеховое, порою превращающееся в пародийное, обыгрывание таких документов, как гражданский или технический паспорт и др. Новобрачным иногда вручаются “медали”. Они представляют собой кружочки диаметром от 5 до 15 см из металла, картона или другого плотного материала. К ним может прилагаться специальный “документ”, определяющий “права и обязанности награжденных”. И рисунки на медалях, и “документ” так же, как и другие письменные материалы современной свадьбы, решены в комическом ключе. Очень популярны на современной свадьбе поздравительные телеграммы тоже комического характера. Часто они пишутся на подлинных бланках телеграмм, что в сочетании с нетрадиционными адресными данными и самим текстом еще более усиливает смеховое начало. Вот образцы телеграмм, зачитанных на свадьбе 1986 года: “Город Вечной любви, улица Розовых слов, Елене, Алексею. Дорогие молодожены зпт поздравляем вас с началом медового месяца = общество пчеловодов =”; “Город Вечной любви, улица Розовых слов, Елене Алексею. Товарищи молодожены вскл идите только прямой дорогой тчк взгляд налево может привести к семейной катастрофе = автоинспекция =”. На современной городской свадьбе звучат разнообразные современные песни и обязательно песни о свадьбе, о семье, например, “Обручальное кольцо”, “Мы желаем счастья Вам”, “Погода в доме”, “Родительский дом”. Популярными остаются песни, танцы под баян. Окончанием свадебного гуляния часто становится так называемый “торт невесты” - самый большой и красивый торт на свадьбе, который подается по завершению угощения. Молодые, как правило, уезжают с гуляния до его окончания. Первая брачная ночь может проходить в одном из родительских домов, на квартире, которую они снимают, в номере гостинице и др. Второй день свадьбы, в основном, проходит без вмешательства со стороны специальных организаторов. Свадебный стол может быть там же, где был стол первого дня, в доме у родителей молодой или молодого. Традиционным блюдом за этим застольем, как правило, является уха. И в областном центре, и в городах областного подчинения (в том числе и в селах) этот день остается наиболее насыщенным обрядностью, существующей уже в течение почти полувека и более на данной территории. Это, в первую очередь, обряд Поиски “ярки”, Испытания молодой, Яичница для жениха и некоторые другие. Конечно, и эти обряды не имеют в городе повсеместного распространения, совершаются с разной степенью полноты, театрализации. Эротическое начало, определяющее обряд Поиски “ярки”, в том числе и поэтические тексты, входящие в него34, может приглушаться или наоборот усиливаться в зависимости от социального положения, уровня образования, наличия/отсутствия родственников из деревни на свадьбе35 и проч. Вообще увидеть на городских улицах, особенно на окраине города Ульяновска, ряженых участников обряда Поиски “ярки” можно достаточно легко36. Как и в сельской местности, это, преимущественно, женатые мужчины и замужние женщины, представители среднего поколения (от 30 до 55 лет), хотя в городе не редко участвуют в обряде молодые неженатые парни. Обряд этот обладает и устойчивостью, и импровизационностью. Так набор “персонажей” обязательно включает в себя “врача” (сейчас все чаще “врача-гинеколога”), “военного” или “милиционера” (возможно и того, и другого), “невесту” и “жениха”, “цыганку” и т.п., которыми являются или женщины, переодетые в мужскую одежду, или мужчины, переодетые, соответственно, в женскую. Более или мене стабильны действия, которые они совершают: “врач-гинеколог” лечит от “спида”, определяет, беременна невеста или нет и кто у нее - мальчик или девочка; “невеста” и “жених” изображают страстно влюбленную друг в друга пару; все ряженые пристают к прохожим и т.д. Традиционным стало зачитывание после нахождения “ярки” (почти всегда ищут не одну молодую, а двоих - молодого с молодой) “Заявления”, “Протокола”, в которых продолжают свою жизнь фарсовые формы народной эротической смеховой культуры. Но эти же самые составные обряда “Поиски “ярки” могут быть индивидуальными, нетипичными, как, например, нетипичен, с точки зрения традиционного набора персонажей, “Карлсон” (свадьба 1998 г. в г. Ульяновске, Савостьянова Е.В., 1977 г.р.). Нетипично удвоение системы персонажей (ряженые с одной и той же ролью) за счет стороны жениха. Очень часто индивидуально-импровизационный характер носили действия ряженых. Вообще во время этого обряда, особенно при проходе ряженых от одного дома к другому, всегда возникали нетрадиционные ситуации, которые могли разыгрываться персонажами, превращаясь в небольшие театрализованные сценки. Подобные сценки возникали и тогда, когда в обряд “вклинивались” случайные прохожие, зрители. Тексты, исполняемые на второй день, объединяет эротическое смеховое начало. Однако сам набор текстов, их содержание отнюдь не является унифицированным. Это относится и к содержанию частушек, которые встречаются на большинстве свадеб37, и к таким достаточно редким текстам, как комические рассказы, стихи и песни. Стихотворения, исполняемые на второй день, также отнюдь не являются постоянным элементом обряда, тем более это касается их содержания (за исключением общей эротико-комической направленности). Обязательным элементом второго дня и на городской свадьбе продолжает сохраняться обряд Испытания молодой (молодой и молодого). Хотя его уже нельзя назвать обрядом в строгом смысле слова, ибо он, как и многочисленные конкурсы во время выкупа невесты, имеет сегодня, прежде всего, игровой, развлекательный характер, мы будем использовать данный термин, подчеркивая этим включенность этого явления в обрядовую действительность. Из зафиксированных испытаний, прежде всего отметим испытание молодой, существовавшее и в свадьбе предыдущих исторических эпох. Форму испытания приобрел и такой традиционный для свадьбы первой половины 20 века на территории Ульяновской области свадебный акт, как Называние родителей молодой (информанты во многих селах называют его “поздравление”): молодая должна была поклониться родителям мужа и сказать “здравствуйте, тятенька” и “здравствуйте, мамынька”. По тому, с какой интонацией она произнесет эти слова, судили о ее характере. На современной городской свадьбе это установление новых родственных отношений, их публичное оглашение, как мы показывали выше, элемент по-прежнему обязательный (“указы”, “дипломы” объявляющие новый семейный статус родителей новобрачных). Однако теперь это совершается в другой форме и не при встрече молодых, а во время свадебного застолья. Встречается на современной городской свадьбе на второй день и такой также общераспространенный на русской свадьбе указанного периода свадебный акт, как Угощение тещей молодого яичницей. В зависимости от того, как, с какого места начинал есть ее молодой, определяли, какая (честная или нет) была невеста. Этими обрядами в принципе исчерпывается современная городская свадьба. Все отмеченное многообразие обрядов и составляющих их актов, конечно, не является принадлежностью каждой конкретной свадьбы, тем более принадлежностью обязательной. Современная городская свадьба с переосмысленными и трансформированными элементами традиционной свадьбы первой половины 20 века (городской и сельской) существует наряду с так называемой “гражданской” свадьбой, составляя примерно 53% от общей численности свадеб в городе39. В целом имеющийся материал дает возможность утверждать, что для среднего провинциального города, каким является, в частности, Ульяновск, характерно наличие устойчивой свадебной обрядовой традиции, исторически нового типа традиционной свадьбы (городской подтип), который имеет также определенные региональные особенности. Примечания 1 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С. 23. 2 См., например: Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 359-360, 368.3 См. об этом: Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. С. 37-39, 178-192.4 Свадебный обряд в 20 веке постепенно стал главной формой традиционной праздничной культуры, "втянувшей" в себя необрядовые песни, молодежные развлечения и игры, тексты и действия низовой смеховой культуры (в том числе эротической) и др. Особенно это проявилось в деревне, где не было, как это произошло в городе, выработано других столь же синтетичных и динамичных форм праздничной культуры, имевших индивидуально-коллективный характер. 5 Ср.: “В целом для традиционности в семейно-бытовой сфере русских городов в настоящее время характерны активность и многообразие происходящих трансформаций. Помимо закрепления в быту новых обычаев, становящихся традиционными, происходит интенсивный отбор старых, в которые вносится новое, необходимое для их дальнейшего функционирования в современных условиях” (Будина О.Р., Шмелев М.Н. Проблема традиционности современной бытовой культуры русского городского населения. // Советская этнография. - 1987. - N 6. - С.22-23).6 См., например: Пушкарева Л.А., Шмелева М.Н. Современная русская крестьянская свадьба: (По материалам экспедиции в Калининскую область в 1956-1958 гг.) // Советская этнография. - 1959. - N 3. С. 47-56; Карпухин И.Е. Современное состояние свадебных обрядов русских в Башкирии: (По записям последних лет). // Современное состояние народного творчества: Программа конференции и тезисы докладов. Л., 1970. С. 98-100; Круглов Ю.Г. Процессы изменения свадебных обрядов на Севере: (По материалам трех экспедиций [в Вологодскую и Архангельскую обл.]. // Филологический сборник: (Статьи аспирантов и соискателей). Вып. X. Алма-Ата, 1971. С. 91-109; Балашов Д.М. От полевой записи к изданию: (Современное состояние свадебного обряда). // Полевые исследования: Русский фольклор. Т. 23. Л., 1985. С. 83-87; Жекулина В.И. Исторические изменения в свадебном обряде и поэзии: (По материалам Новгородской обл.). // Обряды и обрядовой фольклор. М., 1982. С. 237-253; Зорин Н.В. Русская свадьба в Среднем Поволжье. Казань, 1981; Невская Т.А. Традиционная и современная свадьба сельского населения Ставрополья. // Советская этнография. - 1982. - N 1. - С. 89-100 и др.7 Исключением являются работы Г.В. Жирновой, посвященные исследованию брака и свадьбы современного русского города: Жирнова Г.В. Русский городской свадебный обряд конца XIX - начала XX в. // Советская этнография. - 1969. - N 1. - С. 48-58; Жирнова Г.В. О современном городском свадебном обряде: (По материалам экспедиции в малые и средние города центральной полосы РСФСР. // Советская этнография. - 1969. - N 3. - С. 68 - 78; Жирнова Г.В. Некоторые проблемы и итоги изучения свадебного ритуала в русском городе XIX - начала XX в.: (На примере малых и средних русских городов РСФСР). // Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы. Л., 1978. С. 32-47; Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем: (По материалам городов средней полосы РСФСР). М., 1980; см., также: Лаушин В. Ах, эта свадьба. СПб., 1998.8 "К тому же уместно еще раз вспомнить, что диалектен не только язык, но и народная культура, и фольклор, и что эти два последних явления существуют и функционируют исключительно в диалектной форме, в форме местных, узко локальных вариантов" (Н.И. Толстой. Этнокультурное и лингвистическое изучение Полесья (1984-1994). // Славянский и балканский фольклор: Этнолингвистическое изучение Полесья. М., 1995. С. 13.)9 См., например: Никифоров А.И. К вопросу о картографировании сказки. // Сказочная комиссия в 1926 г.: Обзор работ. - Л., 1927. С.60-70; Брук С.И. Историко-этнографическое картографирование и его современные проблемы. // Советская этнография. - 1973. - N 3. - С. 3-18; Толстой Н.И. Некоторые вопросы соотношения лингво- и этнографических исследований. // Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. - Л., 1974. С. 16-21; Никонов В.А. Оптимизация методов ареальной лингво-этнографии. // Ареальные исследования в языкознании и этнографии (язык и этнос). - Л., 1983. С.18-24; Бородина М.А. О типологии ареальных исследований. // Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. С. 43-48; Чистов К.В. Проблемы картографирования обрядов и обрядового фольклора: Свадебный обряд. // Там же. С. 69-84; Байбурин А.К. К ареальному изучению русского свадебного обряда. // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. С.92-97; М.Г. Рабинович. К методике этнографического картографирования в языкознании и этнографии. // Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. С.63-68; Романюк П.Ф. Из опыта картографирования свадебного обряда Правобережного Полесья. // Полесский этнолингвистический сборник. Материалы и исследования. - М., 1983. С.198-205; Гура А.В. Лингвоэтнографические различия и общность в маргинальной зоне русского севера (на материале свадебного обряда). // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. С. 233-237; Гура А.В. Опыт ареальной характеристики славянского свадебного обряда и его терминологии. // Формирование раннефеодальных славянских народностей. - М., 1981. С. 261-278; Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве. // Музыкальная фольклористика. Вып. 3. М., 1986. С. 11-47 и др.10 Данные приводятся по следующим источникам: Шабалина Л.П. Динамика численности и состав населения Ульяновской области. // Материалы для учителей географии. Ульяновск, 1972. С. 110; Численность, естественное движение и миграция населения Ульяновской области: Статистический сборник. Ульяновск, 1994. С. 5; Число и состав семей Ульяновской области: (По данным Всесоюзной переписи населения 1988 г.). Ульяновск, 1991. С. 68.11 Анашкина Г.П. Современный брачно-свадебный обряд. // Основы полевой фольклористики: Сборник научно-методических материалов. Ульяновск, 1997. С. 46-50. (Проблемы полевой фольклористики. Вып.1)12 Вот список собирателей (в скобках указаны информанты): Аблаева О.М. (Савостьянова Е.В., Кузнецова О.Г., Кондрашов Д.И., Григорьев В.И., Тимофеева А.А.), Козицина О.В. (Деменчикова О.В.), Васильева Ж.А. (Брежнева Г.В.), Шульга Н.А. (Козлова А.А., Овсянникова В.И.), Измайлова Н.Г. (Кузнецова Е.Г.), Хазина Е.А. (Синяк С.), Иванова Е.А. (самозапись), Трофимова А.В. (Захарова О.В.), Мухтарова И.Р. (Сидорова Л.Н.), Теслева Н.А. (Корчагина В.Я.).13 Все материалы хранятся в фольклорном архиве кафедры литературы УлГПУ. В записях, произведенных в г. Ульяновске, место записи не оговаривается.14 Этносоциологические данные о степени распространения отдельных свадебных обрядов в современной городской и сельской свадьбе на территории Ульяновской области см.: Шабалина Л.П. Структура и быт семьи народов Среднего Поволжья. Ульяновск, 1997. С. 87-109, табл. 38; Анашкина Г.П., Шабалина Л.П. Свадебный обряд. // Семья Ульяновской области: Традиции и новации. Сб. статей. Ульяновск, 1995. С. 27-37.15 В работе использована терминология (акт, обряд, церемония, свадьба), разработанная А.В. Гурой: Гура А.В. Опыт выявления структуры севернорусского свадебного обряда: (По материалам Вологодской губ.). // Русский народный свадебный обряд. С. 72-88.16 В селе же, как указывает Г.П. Анашкина, ритуально-праздничное начало в обряде сохраняется (Анашкина Г.П. Современные свадебные обычаи и обряды русского населения села Приволье Кузоватовского района Ульяновской области. // Свадебная обрядность на территории Ульяновской области: Материалы и исследования. Ульяновск, 1997. С. 32. В этом же издании можно найти и ряд других материалов по современному свадебному обряду на данной территории).17 Из немногих ритуальных актов отметим знакомства двух семей, родов, очень часто воплощенное в форме обсуждения генеалогий и родословий с целью поиска пересечений или общих знакомых.18 В тексте использованы следующие условные обозначения: сочетание знаков вопроса и двоеточия (?:) обозначает вопрос, заданный собирателем.19 Районный центр Ульяновской области, ныне поселок городского типа.20 Информанты очень часто подчеркивают, что Запой - это обряд сугубо брачующихся семей, и поэтому “молодежь никогда не ходит на Запой” (Кузнецова О.Г., 1975 г.р.).21 Этот период свадьбы исследователь именует церемонией - “сложной цепочкой обрядовых действий, объединенных общим содержанием” (Гура А.В. Опыт выявления структуры севернорусского свадебного обряда. С. 74, 83.)22 Русская девушка выходила за чуваша, который к тому же был старше ее на 5 лет, и они, как сообщил информант, “не должны были и не могли посещать никаких вечеринок, никаких танцев. Тем более вдвоем. Они не должны были друг друга видеть до свадьбы и не должны были встречаться” (Козлова А.А., 1979 г.р., рассказ о свадьбе 1996 г).23 “?: Менялось ли как-либо поведение невесты и жениха до дня свадьбы? - Кузнецова Е.Г. (1975 г.р., рассказ о свадьбе 1998 г.): Да, мы посещали вечеринки вместе, а перед свадьбой за три дня мы вообще не виделись. - ?: Почему? - Кузнецова Е.Г.: Старинные поверия и обычаи уходят далеко в прошлое, и порой их становится сложно объяснить. Так было у моей мамы, у всех подруг, так было и у меня”.24 Это описания свадебных конкурсов, надписи на плакатах, “наказы”, “дипломы”, “аттестаты”, поздравления и мн. др. Подробнее о них смотри ниже в характеристике Выкупа и Свадебного застолья.25 Вот некоторые используемые в конкурсах предметы: банка с водой с ключом на дне, листок с отпечатками губ, яблоко с воткнутыми в него спичками, три стакана с кефиром, бумажные следы босой ноги, фотографии младенцев, бумажная ромашка с заданиями, игрушечные пистолеты, сердечки с датами или цифрами из цветной бумаги.26 См., например: автор Русская народная свадьба села Акшуат Барышского района Ульяновской области: (По материалам фольклорно-этнографической экспедиции 1997 года). // Свадебная обрядность на территории Ульяновской области: Материалы и исследования. С. 13-14.27 Автор наблюдал такой плакат в подъезде собственного дома в феврале 1998г.28 Во время регистрации брака принято, чтобы кольца жениху и невесте подавали дети, например, “мальчик и девочка; мальчик со стороны жениха, девочка - со стороны невесты” (Шубина С.Н., 1975 г.р.).29 В г. Сызрани, Самарской обл. существует традиция проезда через 7 мостов, “на самом большом мосту машины останавливаются, и жених с невестой должны перейти его пешком” (Степанец О.Н., 1973 г.р.)30 В процессе подготовки этой работы (апрель 1998 года) автор наблюдал, как возле педагогического университета невеста встала спиной к гостям, которых было девять - четверо молодых людей и пять девушек, и под их крики бросила букет цветов, который поймала одна из девушек.31 Сегодня этот обряд в городе встречается уже часто и имеет психологическую и мировоззренческую поддержку у людей: “?: Как ты считаешь, христианский православный обряд только украшает свадьбу или имеет более серьезное значение? - Козлова А.А. (1979 г.р.): Естественно как никакой другой обряд, этот очень украшает свадьбу. Но те, кто венчался в церкви, должны знать, что после этого венчания они ответственны перед Богом за свою семью, своих будущих детей. Они ответственны также еще потому, что объединяет в браке сам Господь. Потому они должны жить вместе в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в печали и радости и не разлучаться друг с другом: разлучить их может только смерть. Поэтому этот обряд не столько красив, сколько имеет серьезное значение для вступающих в брак”.32 См., например: Батурин Н Пригласите тамаду, если хотите весело сыграть свадьбу. // Советская культура. - 1980. - 14 октября; Заградская С. Обряд, каким ему быть сегодня? // Культурно-просветительная работа. - 1981. - N 7. - С. 22-24; Ее же. Свадьбе - сценарий? // Клуб и художественная самодеятельность. - 1980. - N 14. -С. 22; Красовская Ю. "0х, эта свадьба пела и плясала... - Клуб и художественная самодеятельность. - 1983. - N. 14. С. 23 - 24; Лейтсаду И. Тамада на свадьбе. // Культурно-просветительная работа 1983. - N. 5. С. 57- 61; Федорова З. Подари людям радость.// Наука и религия. - 1970. - N 3. С. 8-11; Шелетис Л. В ногу со временем. // Наука и религия. - 1976. - N. 9. С. 4-7.33 Вот типичное объявление об услугах подобного рода: “У вас свадьба, юбилей или торжество? Для Вас дискотека, тамада, видеосъемка!!!” 34 В их число входят и традиционные устно-поэтические тексты - частушки, песни, и современные письменные - прозаические, песенные, стихотворные.35 “Деменчикова О.В. (1978 г.р., рассказ о свадьбе 1997 г.): На второй день свадьбы опять у нас были шутки-прибаутки. Приехала родственница дальняя из какой-то деревни, пела “срамные” частушки про “ярку”. Очень весело было”.36 Автор неоднократно видел их проход по улицам, как возле дома, где он живет, так и в других местах города.37 Например: “И на сердце болит, И под сердцем болит. Только там не болит, Где миленок шевелит” (Давыдович В.В., 1915 г.р., пенсионерка, работала экономистом). В эти частушки могли входить и политические мотивы: “Мясо стало до пяти, Рыбы тоже не найти. Ленька Брежнев в хрен не дует, Лотареями торгует. Косыгин, Брежнев и Подгорный Напоролися “Отборной”. Утром встали с пьяной рожей, Водку сделали дороже. Мяса нет, кальмар съедим И колбаску заедим. Если хрен стоять не будет, Баб китайцам отдадим” (Текст из записной книжки Булановой Веры Павловны, 1953 г.р., родилась в Сенгилеевском районе, Ульяновской обл., образование среднеспециальное, примерно с 1976 года проживает в г. Ульяновске, работает на водохранилище).38 Эти данные приведены Л.П. Шабалиной в ее работе: Шабалина Л.П. Структура и быт семьи народов Среднего Поволжья. С. 106. Там же есть данные по русским и другим этносам на территории Пензенской и Самарской областей. (С. 107-109).М.Г. .
|