Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
СТОРЖЕНИЕ БРАКА В УЧИТЕЛЬСТВЕ ЦЕРКВИ Церковь, хранительница естественного права | |||||||||||
|
В зависимости от элемента, служащего главным источником обязывающей силы указанного смысла, толкование может быть «вероучительным» или «аутентичным». В первом случае предложенный смысл обретает свою обязывающую силу только и именно благодаря приведённым доказательствам и аргументам; во втором же случае он обретает её скорее не из этих элементов, но главным образом благодаря той власти, которая наделяет его этой силой. Церковь в лице «священных пастырей» «аутентично» толкует естественный закон. Смысл, ею указанный, должен рассматриваться как действительно исходящий от его автора. Он черпает свою обязывающую силу не столько из приведённых доказательств и аргументов, сколько из той власти, которой наделено Учительство Церкви. Учительство осуществляется «от имени», то есть по поручению и властью Христа, поэтому ему гарантирована особая помощь Святого Духа. Об этом напоминает Павел VI в одном известном документе, где он говорит, что Учительству Церкви нужно повиноваться «не столько по изложенным причинам, сколько из-за света Святого Духа, которым обладают прежде всего Отцы Церкви в разъяснении истины. Уже Пий XII по этому поводу пришёл к следующему заключению: «Поэтому, когда речь идёт о предписаниях и решениях, которые законные Пастыри (то есть Римский Понтифик – для всей Церкви, а Епископы – для верных, порученных их попечению) выносят в области закона природы, верные не должны ссылаться на изречение, обычно применяемое к мнениям частных лиц: «Власть стоит столько, сколько стоят доводы». Следовательно, обязательство послушания остаётся в силе, даже если, несмотря на приведённые аргументы, кому-нибудь не покажется убедительным то или иное распоряжение Церкви. Есть несколько видов аутентичного толкования, а именно: а) «разъяснительное», если оно уточняет смысл закона, объективно сомнительный, неясный даже при более спокойном и тщательном исследовании; б) «ограничительное», если оно ограничивает его, исключая некоторые предположения, сами по себе предусмотренные смыслом; в) «расширительное», которое расширяет его, добавляя некоторые предположения, сами по себе не включённые в смысл; г) «декларативное», если оно делает объективно ясный смысл закона ещё более ясным, выражая его более очевидными и удобопонятными словами. В первых трёх случаях создаётся новый закон, поскольку смысл, содержащийся в нём, претерпевает изменения, тогда как в четвёртом случае закон по своему содержанию остаётся без изменения. Только его изложение формулируется более адекватно и просто. |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|