Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
СТОРЖЕНИЕ БРАКА В УЧИТЕЛЬСТВЕ ЦЕРКВИ Церковь, хранительница естественного права | |||||||||||
|
Это соответствует Божественному повелению. Об этом прямо заявляет Пий XII, который, сказав сначала, что «в вопросе о нерасторжимости или расторжимости брака в Церкви не может иметь силу другая норма или практика, кроме той, что установлена Богом, Творцом природы и благодати», уточняет в этой связи, что «воле и повелению Бога противоречит» как «попустительство», которое с лёгкостью допускает расторжение брака, «так и ригоризм», отрицающий его возможность всегда, без каких-либо исключений. В некоторых случаях Бог «желает», чтобы закон нерасторжимости подлежал диспенсации. Задача конкретно указать, в каких случаях и при каких условиях разрешение расторгнуть брак соответствует воле и повелению Бога, доверена Церкви как хранительнице и толковательнице Божественного закона: как естественного, так и позитивного. Это подчёркивает Пий XI, говоря о нерасторжимости брака: «Если кажется, пусть и крайне редко, что эта прочность подвержена некоторому исключению – как в отдельных естественных браках, заключённых только между неверными, или (между верными) одобренных, но ещё не завершённых – то такое исключение не зависит от воли ни людей, ни какой-либо сугубо человеческой власти, но лишь от Божественного права, единственной хранительницей и истолковательницей которого является Церковь Христова». Из приведённого папского текста явствует, что всё многообразие случаев, в которых возможно или невозможно предоставить диспенсацию от закона нерасторжимости конкретного брака, должно рассматриваться как со стороны уз, которые необходимо расторгнуть, так и со стороны лица или власти, уполномоченных это сделать. Что касается расторгаемых уз, то необходимо, чтобы они были расторжимы либо в порядке исключения, либо посредством диспенсации. Согласно принципу, непрестанно утверждаемому в католическом вероучении, абсолютно нерасторжимым, по воле Божией, должен считаться брак, который осуществляет в своей полноте таинственное знамение нерасторжимого союза между Христом и Церковью. Это происходит только в случае брака, заключённого между двумя крещёными сторонами, возведённого в достоинство таинства и затем завершённого. Следовательно, чтобы брак был расторжим, он должен быть незавершённым, если он является таинством, или не являться таинством, если он был завершён. Такова всегда была отправная точка в богословских исследованиях, целью которых, по мере того как возникали всё новые ситуации, подлежащие разрешению, было установить, можно ли расторгнуть данный брак или нельзя. В силу этого критерия получается, что, за исключением брака, в котором за таинством последовало завершение, все остальные браки (то есть заключённые между двумя крещёными сторонами, но не завершённые либо, хотя и завершённые, но заключённые между крещёной и некрещёной сторонами или между двумя некрещёными сторонами) при наличии определённых предпосылок допускают возможность их расторжения. |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|