Положение о браке в новом каноническом законодательстве

СТОРЖЕНИЕ БРАКА В УЧИТЕЛЬСТВЕ ЦЕРКВИ Церковь, хранительница естественного права

Когда власть Папы расторгать брак начали кодифицировать, то в ещё большей степени стала ощущаться необходимость дать ей особое название, которое отличало бы её от других полномочий, которыми он пользуется в различных сферах.

Те, кто впервые задумал определить её собственным термином, назвали её «служебной властью В целом эта формулировка указывала на ту власть, которой наделялась Церковь, чтобы «освобождать» от уз, принимаемых на себя перед Богом посредством личного деяния. Эти узы могут возникнуть или в результате подчинения Божественному закону, как это происходит в случае супругов, которые, заключая брак, берут на себя обязательства, проистекающие из закона нерасторжимости, или в результате нарушения Божественного закона. И в том, и в другом случае Бог может расторгнуть заключённые узы: либо освободив от подчинения Своему закону, либо простив его нарушение. На основе этих предпосылок был сделан вывод о том, что осуществление власти, которую Церковь использует для предоставления диспенсации от закона нерасторжимости, тождественно тому, как осуществляется власть, которой пользуется та же Церковь, отпуская грехи. В обоих случаях осуществляющий власть действует в качестве причины инструментальной, всего лишь служебной, в то время как Бог действует как главная причина.

Выражение «служебная власть» было принято также в документах Святого Престола. Свящ. Конгр. Таинств в одной своей инструкции, изданной спустя несколько лет после обнародования предыдущего Кодекса канонического права, в которой давались более точные нормы относительно расторжения одобренного, но не завершённого брака, напоминает, что в данном случае «при диспенсации от одобренного, но не завершённого брака Понтифик пользуется так называемой экстраординарной, или служебной, властью...». Позднее Пий XII в одном из своих обращений, подчеркнув, насколько общеизвестно и, следовательно, «излишне повторять, что одобренный и завершённый брак нерасторжим по Божественному праву, поскольку не может быть расторгнут никакой человеческой властью», прямо заявил, что «другие браки», напротив, «хотя по сути нерасторжимы, однако не обладают абсолютной внешней нерасторжимостью, но при наличии некоторых необходимых предпосылок могут быть расторгнуты: не только в силу привилегии Апостола Павла, но и Римским Понтификом в силу его служебной власти».




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz