Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Естественная способность изъявлять согласие

Брачным союзом мужчина приносит в дар женщине «самого себя», целиком, во всех своих духовных и чувственно ощутимых проявлениях. То же самое совершает и женщина по отношению к мужчине. Одновременно женщина принимает приношение мужчины, беря его в мужья, а мужчина принимает приношение женщины, беря её в жены.

Это замечание, которое особо подчеркнул Второй Ватиканский Собор. Однако его формулировка, в которой заявлялось, что институт брака «возникает посредством человеческого деяния», которым супруги взаимно отдают друг другу самих себя, без дальнейшего определения, прерывалась на указании общего, материального предмета взаимного дара, образованного их личностью и их деятельностью. Не было уточнено формальное основание, та особенность, которая определяет тип взаимного приношения супругами в дар «самих себя». Оно уточняется в кан. 1057, § 2, где говорится, что особой целью, с которой мужчина и женщина взаимно отдают самих себя друг другу, является «заключение брака», совместное установление и осуществление «общности всей жизни, по самой природе своей направленной ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства». Поэтому особым объектом брачного согласия является сам брак, который описывается в изложенном определении.

Естественная способность изъявлять согласие

Основополагающим элементом действенного изъявления брачного согласия, то есть «установления», учреждения брака, лежащим в основе всех иных, является наличие у брачующихся «естественной способности». Под этим выражением понимается способность принимать осознанное, свободное, обдуманное возможное решение, в отношении брака. В целом предполагается, что мужчина и женщина, по крайней мере по наступлении половой зрелости, этой способностью обладают. Однако в отдельных случаях она может отсутствовать из-за препятствий в осуществлении тех задатков, которые позволяют ей выразиться.

Первый из таких задатков – это «здравый рассудок», включающий в себя разум, откуда проистекают сознание и воля, от которых исходит решение. Только там, где существует здравый рассудок, возможно совершение «человеческого деяния», сознательного и свободного, представляющего собою первую предпосылку брачного выбора. Но для того, чтобы сделать подобный выбор, необходима способность познания и принятия соответствующего ему решения, для которого недостаточна обычная возможность совершать человеческий поступок в общем. Поэтому кан. 1095, 1 утверждает как принцип естественного права, что неспособны изъявлять брачное согласие и, следовательно, заключать брак «те, кто в недостаточной степени наделён здравым рассудком», необходимым как минимум для совершения не только человеческого поступка в общем, но и специфического, соответствующего серьёзности брачного выбора. Причины или отклонения, которые могли бы нарушить или ограничить познавательные и волевые способности в их развитии и использовании, в восприятии и принятии решения относительно брачного выбора, могут быть разнообразными и должны исследоваться в каждом конкретном случае.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz