Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
Мнения и перспективы | |||||||||||
|
Но Церковь полагает, что она не обладает такой властью, и страдает от невозможности пойти навстречу верным в столь многочисленных плачевных ситуациях. Пий XII, говоря о домашних очагах, разрушенных во время последней войны из-за отсутствия верности при вынужденном разлучении молодых супругов, выражал своё сожаление следующим образом: «Ныне речь идёт о восстановлении этих руин, об исцелении этих язв, о лечении этих недугов. Материнское сердце Церкви обливается кровью при виде невыразимой тоски стольких своих детей, и, чтобы придти к ним на помощь, она не жалеет никаких усилий и доводит свою снисходительность до последнего предела. Этот последний предел находит свою торжественную формулировку в кан. 1118: «Действительный одобренный и завершённый брак не можетибыть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти». В одном из своих последующих выступлений Пий XII вновь возвращается к этой мысли, говоря: «Очень часто Церковь упрекают за ту непреклонность, с которой она отстаивает нерасторжимость брачных уз, заключённых действительным образом и завершённых. Если она и поступает так, то не из-за нечувствительности или излишней юридической строгости, словно не замечая трагедий, часто происходящих в конкретных случаях, но просто для того, чтобы оставаться верной брачному праву, определённому в его границах Самим её Основателем – праву, выйти за рамки которого Церковь не может». Только со смертью одного из супругов, и не иначе, прекращает своё существование завершённый брак верных. Расторжение уз в этом случае осуществляется самой природой. Действительно, брак – это институт, отношение, устанавливаемое между существами, живущими на земле. Со смертью одного из супругов исчезает один из двух необходимых полюсов брака, в силу чего прекращается и само это отношение. До тех пор, пока живы оба крещёных супруга (как католики, так и некатолики), между которыми был заключён и завершён брак, они никоим образом не могут восстановить свою свободу. Им открыт единственный путь: рассмотреть, не позволяет ли их положение просить о провозглашении брака недействительным, вследствие чего будет признано, что супружеские узы никогда не существовали. Они являются супругами лишь по видимости, а не объективно. Изъявленное ими согласие не положило начало браку, потому что при бракосочетании помехой стал либо изъян согласия, либо отменяющее препятствие, либо дефект формы. В том случае, если нельзя с моральной уверенностью констатировать недействительность брака, последний, будучи однажды заключён, должен считаться действительным, и, даже если его совершение лишь ставится под сомнение, он всё же абсолютно нерасторжим. Провозглашение недействительности брака никоим образом не может быть сделано без риска нарушить Божественное право. Это было бы подобно попытке расторгнуть брак, не подчиняющийся даже заместительной власти. |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|