Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
Стадия подготовки процесса | |||||||||||
|
«Акт», который «завершает брак», то есть доводит его до вершины посредством нравственного единения супругов в одно сердце и их физического единения в одну плоть и создаёт глубокую общность между ними, должен быть осуществлён ими «по-человечески». Это уточнение психологического порядка введено новым Кодексом, но восходит оно к соборной формулировке, где заявляется, что «дела, свойственные браку,... поддерживают взаимоотдачу супругов друг другу,... благодаря которой они с радостью и благодарностью обогащают друг друга», если совершается это «воистину по-человечески». Ссылаясь на эту соборную формулировку, Иоанн Павел II объясняет: «Следовательно, сексуальность, посредством которой мужчина и женщина отдают друг другу самих себя, совершая акты, свойственные исключительно супругам, не есть нечто сугубо биологическое: она касается глубинного ядра самуй человеческой личности. Сексуальность осуществляется подлинно по-человечески лишь в том случае, если она является завершающей частью любви, при которой мужчина и женщина полностью связывают себя друг с другом до самой смерти. Всё физическое дарение тел было бы ложью, если бы оно не было знаком и плодом полного личного дарения, в котором наличествует вся личность целиком, в том числе и в своём временном аспекте. Ибо, если бы человек что-нибудь оставлял для себя (скажем, возможность в будущем передумать), уже поэтому он не дарил бы себя всецело». Таким образом, чтобы называться совершённым «почеловечески», супружеский акт должен не только проистекать из свободного решения супругов, без насилия или обмана с другой стороны, но и быть проявлением любви. Как таковой, он, как учит Павел VI, наряду с этим должен быть «всецело человеческим, то есть и чувственным, и духовным. Поэтому речь идёт не о простом природном позыве или вспышке страсти, но также (и преимущественно) об акте свободной воли» супругов, о знаке их взаимного дарения самих себя друг другу. Для того, чтобы это был «человеческий акт», дабы его можно было назвать совершённым «по-человечески», не требуется, чтобы желание осуществить его было актуальным; достаточно и того, чтобы оно было потенциальным, возникшим предварительно и не отброшенным самими супругами. Нет необходимости и в том, чтобы они осознавали, чтб они делают в момент супружеского соития. Таким образом, брак должен считаться завершённым, даже если один из супругов «приступил к сексуальному союзу лишь под воздействием средств, возбуждающих половое влечение и временно прерывающих мыслительную способность» – при том условии, «что сохраняются все существенные элементы. |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|