Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Исключение предмета согласия

Исключение может касаться прежде всего «самого брака». Стороны или одна из них намереваются совершить только внешний акт заключения брака, не изъявляя внутреннего согласия, единственно с целью, полезной им, но чуждой или даже противоречащей цели супружеской общности. Например, они могут совершить обряд бракосочетания и, следовательно, считаться супругами, чтобы получить наследство, приданое, дом, дать законное имя внебрачному ребёнку, чтобы удовлетворить какое-то лицо или причинить ему страдание. Заключение брака, то есть само выражение согласия, понимается как чистая формальность, не имеющая значения и не влекущая за собой супружеского обязательства. Объектом, который преобладает в таком акте волеизъявления, является не брак, «исключённый» из его сферы или «не включённый» в нее, а чуждая или противоречащая ему цель, на которую направлены устремления обоих брачующихся или одного из них. Не только в их согласии отсутствует свойственный ему предмет, но и само оно не существует, поэтому отсутствует даже тот корень, из которого вырастает брак.

Стороны могут даже хотеть заключить брак, однако обе они или одна из них позитивным актом воли исключают какой-либо «его существенный элемент». Выражение, использованное в кан. 1101, § 2 – скорее общее, как и соответствующие выражения, содержащиеся в кан. 1095, где в п. 2 говорится о тяжком дефекте способности суждения относительно «существенных прав и обязанностей брака», а в п. 3 – о неспособности взять на себя «существенные обязательства брака» по причинам, связанным с психическим здоровьем. По поводу этих выражений Иоанн Павел II, сказав прежде всего, что «в новом Кодексе, особенно по части брачного согласия, были кодифицированы многие определения естественного права, одобренные юриспруденцией Суда «Рота Романа», заявляет: «Но ещё остаются в брачном праве очень важные каноны, которые по необходимости были сформулированы неконкретно и до сих пор ждут своего определения, чему могла бы действенно способствовать прежде всего квалифицированная юриспруденция Суда «Рота Романа». Исследование нужно провести и по определению брака, данного в общих чертах в кан. 1055, § 1, где брак представлен как «общность всей жизни» между мужчиной и женщиной «по самой природе своей направленная ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства». Среди элементов, указанных явно или неявным образом в этом определении, необходимо различать «существенные», устанавливающие брак, и «дополнительные», которые благоприятствуют его прочности, его счастью и полноте.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz