Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
Согласие, данное под воздействием страха | |||||||||||
|
То же вселенское собрание, торжественно провозгласив принцип, согласно которому «всякую дискриминацию в основных социальных или культурных правах личности, проводимую по признаку пола, национальной принадлежности, цвета кожи, социального положения, языка или религии, следует преодолеть и устранить как противную Божию Замыслу», добавляет: «весьма прискорбно, что эти основные права личности до сих пор не везде обеспечиваются и соблюдаются: например, если женщине отказывают в праве свободно выбирать себе мужа и тот или иной жизненный статус либо получать доступ к образованию и культуре на равных правах с мужчиной». В этом соборном высказывании порицается система или обычай, до сих пор соблюдающийся и практикуемый в некоторых регионах, даже среди католиков. По этому обычаю, главным образом (а зачастую – исключительно) родители договариваются о браке своих дочерей или даже сыновей с родителями другого супруга – включая сюда и сам выбор последнего. Очень часто вступающие в брак впервые видят друг друга только при бракосочетании. Дабы установить в каждом отдельном случае, следует ли считать данный брак недействительным или действительным, обычно можно воспользоваться критерием, сформулированным Судом «Рота Романа»: «Там, где согласно обычаям того или иного народа браки могут заключаться по усмотрению родителей, независимо от детей, нужно предпринять более тщательное исследование при рассмотрении душевного состояния брачующегося, поскольку он, сформированный, в конечном счёте, своей светской традицией, может легко примениться к событиям: либо безразлично приняв навязанный ему брак, либо (если налицо какое-то недовольство) смирившись с волей того, сопротивляться кому он считает бесполезным. Ведь тот, кто смиряется, заключает брак действительным образом, если не делает этого против своей воли. Следовательно, нужно рассмотреть, какую позицию занимает договаривающаяся сторона перед лицом выбора, представленного и сделанного родителями. Если она соглашается с выбором, пусть лишь в духе уважения к традиции или подчиняясь воле родителей, которую она разделяет, то брак считается действительным. И напротив, если её воля позитивно противная и наличествуют явные признаки недовольства и сопротивления браку, заключённому единственно из-за моральной невозможности поступить иначе, то брак, при получении доказательства в соответствии с правом, должен считаться недействительным. При отсутствии у одной из сторон желания отдавать себя человеку, которого назначили ему в спутники жизни родители, отсутствует само согласие, являющееся элементом, создающим брак. |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|