Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Активный субъект заместительной власти

Первый вопрос, который встаёт в этой связи, таков: сохраняется ли за Папой только осуществление заместительной власти или же сама власть? Этот вопрос вызван и обоснован некоторыми заявлениями Второго Ватиканского собора, которые наводят на мысль о том, что заместительная власть относится к епископской или вообще к пастырской должности, без какого-либо различения, а не только к должности Верховного Понтифика.

Действительно, Второй Ватиканский Собор заявляет: «Епископы правят порученными им отдельными Церквами как наместники и посланники Христа, советами, увещаниями, примером, а также полномочиями и священной властью... Эта власть, которую они лично осуществляют от имени Христа, является собственной, ординарной и непосредственной, хотя в конечном счёте её осуществление направляется верховной властью Церкви и может быть ограничено в известных пределах ради блага Церкви и верных». Другая соборная формулировка подтверждает: «Как преемникам Апостолов, Епископам в порученных им диоцезах принадлежит сама по себе вся ординарная, собственная и непосредственная власть, необходимая для осуществления их пастырского служения; однако при этом остаётся в полной неприкосновенности та власть, благодаря которой Римский Понтифик в силу своего служения может удерживать некоторые дела за самим собой или за иной властью».

Поэтому на основании соборных формулировок, особенно тех, где говорится, что Епископы «являются наместниками и посланниками Христа» и что в порученных им диоцезах им принадлежит «вся власть», необходимая для осуществления пастырского служения, можно сделать вывод о том, что заместительная власть присуща епископской должности в целом. Следовательно, диспенсация от Божественного закона нерасторжимости, для которой требуется обладание заместительной властью и её осуществление, не является сферой или делом, сохраняемым за Папой по самой своей природе. Если другие Епископы, хотя и обладая заместительной властью, не могут осуществить её по отношению к Божественному закону нерасторжимости, то лишь потому, что Папа, как вселенский пастырь, ввиду общего блага управления Церковью и её пользы посчитал уместным сохранить это полномочие за собой. Однако ничто не препятствует в будущем, когда изменятся те обстоятельства и ситуации, которые до сих пор говорили в пользу вышеупомянутого исключительного права, его полному или частичному упразднению. Новые обстоятельства могли бы заставить полагать, что осуществление Епископами заместительной власти по отношению к Божественному закону нерасторжимости с полномочием расторгать брачные узы «необходимо для осуществления их пастырского служения».




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz