Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Мнения и перспективы

В папском Учительстве посредством всё более точных формулировок неоднократно и недвусмысленно утверждается, что одобренный и завершённый брак «абсолютно» не может быть расторгнут «никакой человеческой властью», «никакой властью на земле», «никакой властью в мире», «даже» властью «Наместника Христа».

Речь идёт, что вполне очевидно, об Учительстве «аутентичном», то есть осуществляемом от имени и властью Христа, и именно в ней, а не в приведённых аргументах, оно обретает свою обязывающую силу. Но не всё аутентичное церковное Учительство, даже папское, которое является его наиболее авторитетным выражением, имеет одинаковую обязывающую силу.

Осуществляя свое верховное Учительство, Папа может либо предлагать некую истину как явленную Богом в Откровении, либо подтверждать то или иное католическое учение, либо разрешать какой-нибудь спорный вопрос. В первом случае, когда Папа «окончательным образом провозглашает какое-либо учение о вере и нравах», его учительство является окончательным и не подлежащим пересмотру, то есть кладёт конец любому другому мнению или дальнейшему обсуждению. Но и в других случаях, когда его учительство равным образом является аутентичным, то есть осуществляемым от имени и властью Христа, «следует выказывать если и не согласие веры, то, во всяком случае, благоговейное послушание разума и воли». Это значит, что верховное Учительство Папы «следует почтительно признавать, высказанных им суждений следует искренне придерживаться согласно выраженной им мысли и воле, которая проявляется прежде всего либо в характере тех или иных документов, либо в неоднократном изложении одного и того же учения, либо же в самой словесной форме какого-либо высказывания».

«Благоговейное послушание», которое следует оказывать папскому Учительству, даже если оно не является безошибочным, предполагает соответствие мыслей и поступков с преподанным в нём наставлением. Но в данном случае не исключено, что исследования по этому вопросу будут продолжены, и есть возможность, что в будущем, вследствие новых богословских заключений, то же папское Учительство выскажется иначе. Может показаться, что такую возможность исключают следующие слова Пия XII: «Если Верховные Понтифики, приложив старания, в своих актах выносят суждение по вопросу, бывшему до сих пор спорным, то всем ясно, что этот вопрос, согласно намерению и воле самих Понтификов, уже не может считаться предметом свободного обсуждения богословов». Этот запрет может показаться ещё более суровым, когда речь идёт о таком учении, которое, подобно настоящему, многие богословы считают «католическим учением»; иными словами: если, даже не будучи предложено как данное в Откровении, оно является всеобщим и считается несомненным в наставничестве Католической Церкви.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz