1350 63884830 чнить смысл вышесказанных слов. Суждение, высказанное в учительстве ординарном, то есть не безошибочном, даже если оно выносится по вопросу, бывшему до сих пор спорным, «уже не может считаться предметом свободного обсуждения богословов» – в том смысле, что они не могут отстаивать и преподавать какое-либо иное суждение так, как будто первое не является действительным. До тех пор, пока оно остаётся в папском учительстве (пусть даже просто в «аутентичном», а не безошибочном), оно является единственным суждением, которое надлежит принимать и которому нужно следовать как норме мысли и поступков. Его нельзя заменить никаким другим. Однако нельзя сказать, что «благоговейное послушание» отсутствует и что «предметом свободного обсуждения» по-прежнему считается какой-либо определённый вопрос, если его исследование всё ещё продолжается. И не только для того, чтобы углубить, пояснить и подтвердить суждение, изложенное в папском учительстве, но даже для того, чтобы рассмотреть, нельзя ли придти к другой позиции, особенно если она должна послужить решению вопроса, тесно связанного со спасением душ. Достаточно и в тоже время необходимо, чтобы это исследование исходило из несомненного принципа и руководствовалось им, поскольку до тех пор, пока не будут найдены новые элементы, подводящие то же церковное Учительство к пересмотру нынешнего суждения, последнее должно считаться единственной нормой мысли и действия в рассматриваемом вопросе и приниматься как таковое. То же самое должно соблюдаться, если доказательства, на которые ссылаются в Учительстве Церкви, не кажутся надёжными, поскольку Учительство обретает свою силу не столько в приведённых основаниях, сколько в поручении Христа, в силу которого оно осуществляется.
Из приведённых папских утверждений и «неоднократного изложения одного и того же учения» явствует, что, благодаря богословским выводам, сделанным до сих пор, Церковь осознала, что даже в силу заместительной власти она не имеет права расторгать одобренный и завершённый брак. Но нельзя сказать, что это её последнее слово по данному вопросу, которое определяет позицию, не подлежащую пересмотру. Церковь никогда не закрепляла её какой-либо догматической статьёй. Поэтому дальнейшие исследования по этому вопросу не запрещены. И не только с ограниченной целью найти и выявить причины того, как и почему Церковь всегда отказывалась затрагивать одобренный и завершённый брак, но и для того, чтобы узнать, может ли этот брак быть включён в сферу действия заместительной власти. Ничто не мешает полагать, что когда-нибудь, вследствие новых богословских выводов,
<- -Предыдущая О Следующая -->
© Автор , составление, web-дизайн