Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Брак тех, кто объявляет себя неверующим

По этой причине соответствующая норма не должна основываться на степени зрелости веры вступающих в брак, как это обычно считалось в прошлом. Подобное соображение полезно и необходимо в пастырском плане для плодотворности принятия таинства брака, но его нельзя считать критерием действительности брака и того, разрешать или запрещать осуществление основополагающего права мужчины и женщины на супружеский союз.

Папа Иоанн Павел II замечает, что норма, основанная на зрелости веры, «прежде всего, заключает в себе немалый риск». Он определяет его следующим образом: а) прежде всего, это опасность вынести необоснованное и дискриминирующее суждение, поскольку только Бог может знать и измерить степень зрелости веры; б) это риск усомниться в действительности уже заключённого брака, что может нанести большой вред христианской общине и несправедливо вызвать у супругов новые муки совести; в) опасность оспорить или поставить под сомнение таинственную природу многих браков братьев, отделённых от полного общения с Католической Церковью, что противоречит церковной традиции. Из изучения церковной юриспруденции явствует, что отсутствие веры само по себе никогда не считалось причиной недействительности таинства – и, следовательно, брака, с которым он образует единую реальность.

Согласно учительству того же Папы Иоанна Павла II, критерий решения проблемы «неверующих», которых он предпочитает называть «не вполне <совершенно> настроенными», следует выводить из другого источника, то есть из того намерения или решения, с которым брачующиеся приступают к таинству брака. Такое намерение или решение может быть «верным» или «неверным», соответствующим или не соответствующим замыслу Бога.

Чтобы те, кто объявляет себя «неверующими», знали, в чём состоит замысел Бога о браке, уместно давать им особые наставления о целях и существенных свойствах брака, которые не должны исключаться ни одной из договаривающихся сторон.

Если намерения вступающих в брак «верны», то есть «соответствуют замыслу Бога о браке», то их можно допустить к совершению таинства, даже если они не настроены совершенным образом. Папа поясняет подобную формулировку различными соображениями богословского характера. Он исходит из того, что таинство брака по сравнению с другими имеет следующие специфические свойства: а) оно является таинством, выражающим и создающим реальность, которая уже существует в домостроительстве творения; б) оно является тем же самым супружеским союзом, установленным Творцом «в начале», который возводится в достоинство таинства. Определив это предварительное условие, Папа делает вывод: «Итак, решение мужчины и женщины вступить в брак согласно этому Божественному замыслу, то есть решение бесповоротно связать свои жизни супружеским согласием в нерасторжимой любви и безусловной верности, действительно подразумевает глубокое послушание воле Божией, пусть и не вполне осознанное, которое даётся только Его благодатью. Поэтому они уже вступили на истинный путь спасения, который совершение таинства и непосредственная подготовка к нему могут дополнить и довести до конца, если их намерения верны». Совершая бракосочетание, Церковь намеревается исполнить Божественный замысел, поэтому те, кто принимает этот замысел, соглашаются с намерением Церкви. Это единственное условие, требующееся со стороны служителей, которыми в данном случае являются сами брачующиеся, для того, чтобы брак был действительным.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz