Положение о браке в новом каноническом законодательстве

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА, ЗАКЛЮЧЁННОГО МЕЖДУ ДВУМЯ НЕКРЕЩЁНЫМИ СТОРОНАМИ

Экзегеты спорят о том, касается ли пастырская норма Св. Павла только освобождения от обязательства совместной жизни или же предполагает право заключать новый брак. Есть защитники и того, и другого положения. Однако на протяжении веков церковная традиция принимает и применяет эти слова Св. Павла во втором смысле, называя изложенную норму привилегией. Она называется «привилегией» потому, что в силу этой частной нормы нехристианин, который обращается в веру и принимает крещение, занимает преимущественное положение по сравнению с тем, которое он должен был бы иметь согласно общему закону нерасторжимости. Ясно, что этот текст Св. Павла предлагает только отправную точку такой привилегии. Предпосылки, регулирующие её применение, были определены постепенно в последующих богословских и канонических размышлениях. Окончательные распоряжения на этот счёт были кодифицированы в нынешнем законодательстве.

В том случае, если брак был действительным образом заключён между сторонами некрещёными, первым условием, соблюдение которого требуется для использования привилегии Св. Павла, является крещение только одного из супругов. Крещение может быть принято действительным образом и за зримыми пределами Католической Церкви, то есть в Церкви или церковной общине, не находящейся в полном общении с ней. Возникает такой вопрос: можно ли в силу привилегии Св. Павла расторгнуть брак, заключённый между двумя некрещёными сторонами, даже в том случае, если одна сторона получила крещение в вышеназванной некатолической Церкви или церковной общине и, оставаясь в ней, желает вступить в новый брак с католической стороной?

Положительное решение кажется по меньшей мере возможным, и в прошлом оно уже получало прямую защиту. Привилегия даётся нехристианскому супругу, который становится, по выражению Св. Павла, «братом», т. е. верным. Теперь это осуществляется посредством крещения, без какого-либо различения. Соборная формулировка напоминает, что все те, кто принимает крещение, основание веры, «сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, и чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz