Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Право, предоставленное обратившемуся многожёнцу

Принцип, изложенный выше, в церковной традиции является неизменным. Несколько лет назад его подтвердила Свящ. Конгр. вероучения. На прошения некоторых многожёнцев, «в которых они выражают желание принять крещение в Церкви, но говорят, что не могут оставить своих жён», она ответила, что «не видит, каким образом Церковь может пересмотреть этот центральный пункт христианской жизни, когда неизменное и многовековое Предание всегда преподносило его как требование морали Нового Завета, которой учил наш Господь». Поэтому она просила Ординария, ставшего толкователем прошений, предложить заинтересованным лицам «традиционное решение, состоящее в том, чтобы глава семьи, являющийся многожёнцем, взял себе первую законную супругу из своих жён (или, если не известно, какая является первой – ту, которая ему больше нравится) и обязался не иметь более отношений с другими, которые обычно должны покинуть дом. Только по веским причинам, и если это не вызовет соблазна, они могут продолжать жить под одной крышей». Она, наконец, дала следующую директиву: «Если лица, о которых идёт речь, не могут или всё ещё не могут принять такое решение, порою трудное и чреватое социально серьёзными последствиями, то их можно принять в катехуменат, в котором миссионеры должны наставлять их в христианской жизни и нравственности».

Отсюда следует, что многожёнец, готовый обратиться в веру, может принять крещение лишь при том условии, что останется только в одном супружеском союзе, а именно в том, который был заключён с женщиной, взятой им в жёны первой; только она одна и должна считаться законной.

С момента первой встречи миссионеров с язычниками, «которые, по их обычаям, имели нескольких жён», в богословских и пастырских размышлениях пришли к выводу, что по отношению к ним, к лицам, которым ещё «неведом Божественный закон» единства брака, нужно проявлять снисходительность, когда они выражают желание обратиться в католическую веру.

Нередким был случай, когда многожёнец, готовый получить крещение, «не помнил», какая из жён, бывших у него одновременно или последовательно, была первой, с которой он намеревался заключить настоящий брак. При наличии такого сомнения, дабы не подвергаться опасности брачного сожительства в том случае, если женщина, с которой многожёнец продолжает вести совместную жизнь, не является объективно той законной женой, наиболее надёжной нормой была бы та, что обязала бы его согласиться жить в безбрачии, дабы получить крещение – что, очевидно, было бы для него тяжело. В этом случае Павел III постановил: «Те, кто до обращения, по их обычаям, были связаны с несколькими жёнами и не помнят, с какой из них они впервые вступили в брак, могут, обратившись в веру, взять ту, которую пожелают». Такой выбор мог быть сделан независимо от того, является ли избранница крещёной или некрещёной, причём крещения от нее не требовалось.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz