Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
Исключение предмета согласия | |||||||||||
|
В определении любой реальности необходимо различать ближайший род, образованный элементами, общими с другими подобными реалиями, и специфическое отличие, происходящее из тех элементов, которые определяют её собственный облик. То же различие необходимо проводить и в определении брака. Ближайший род брачного союза в нём обозначается словами «общность всей жизни», а специфическое отличие выражается словами «направлен по самой природе своей ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства». Даже если существенные элементы брака, которые выражаются в «существенных обязанностях и правах», в указанном определении могут встретиться в том числе и в той части, где указывается ближайший род, они должны выводиться особым образом из той части, где показано специфическое отличие, то есть из целей, к которым «направлена по самой природе своей» общность всей жизни между мужчиной и женщиной. Вкратце эти цели можно выразить двояко, то есть «благом супругов» и «порождением и воспитанием потомства», что в юридической и соборной терминологии получает название «благо потомства». Согласно кан. 1081, § 2 прежнего Кодекса, «постоянное и исключительное право на тело в том, что касается актов, которые по своей естественной структуре направлены на порождение потомства» есть то, что посредством согласия, специфический предмет которого оно составляет, каждым из супругов приносится другому, а другим принимается. Поэтому только «благо потомства» должно рассматриваться как существенный элемент специфического предмета брака. Применяя этот принцип, кан. 1186, § 2 прежнего Кодекса заключает, что, если «одна из сторон или обе они исключают позитивным актом волеизъявления всякое право на супружеский акт, то они заключают недействительный брак». Известно, что Второй Ватиканский Собор в своих пастырских размышления о «достоинстве брака» в число тем, которые он позаботился осветить, подчеркнуть особым образом, включил и вопрос о «благе супругов», которое они получают посредством взаимопомощи и взаимного служения. Юриспруденция последующего периода, следуя по стопам соборного Учительства, постаралась защитить и применить в суде положение о том, что не только «благо потомства», но и «благо супругов» должно считаться специфическим предметом супружеского согласия и, следовательно, существенным элементом брака. |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|