Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Согласие, данное под воздействием страха

В церковной юриспруденции, но не в законодательстве, был особо рассмотрен «благоговейный страх», то есть страх, вызываемый лицом, с которым испытывающий его субъект связан особыми узами родства, привязанности, благодарности, почитания или подчинения в силу должности или работы. Чтобы сделать брак недействительным, этот страх должен обладать теми же свойствами, которые требуются в случае обычного страха.

Благоговейный страх определяется природой того зла, которое вынуждает человека согласиться на брак, чтобы избежать этого зла. Грозящее или возможное зло, которого оно намеревается избежать, является не только опасностью потерять наследство, любовь, работу, быть изгнанным из дома, опозоренным, если речь идёт о матери-одиночке, но и возможностью вызвать «сожаление» или «возмущение» своих родителей, близких или начальников, не подчинившись их воле.

Сожаление и возмущение могут быть выражены поразному: например, постоянно удручённым или суровым выражением лица, атмосферой равнодушия и разобщённости в семье, бесконечным потоком упрёков, угроз, униженных просьб, назойливых приставаний. Сами по себе эти внешние выражения, пусть даже оказывающие давление, не являются тяжким злом, однако они могут стать им в конкретной, ставшей невыносимой, ситуации. Чтобы положить ей конец, лицо, являющееся её жертвой, подчиняется чужой воле, соглашаясь на брак как на единственный выход из положения, принимая не вполне самостоятельное решение.

Особенно родителям в силу большего жизненного опыта надлежит направлять благоразумными советами своих детей в выборе партнёра в браке, а дети обязаны спрашивать их мнение и прислушиваться к нему. Однако сами родители должны стараться не слишком давить своим авторитетом, рискуя нарушить естественное право детей в этом вопросе. Об этом прямо предупреждает Второй Ватиканский Собор: «Задача родителей и опекунов – помогать молодым людям в создании семьи разумным советом, который можно было бы охотно выслушать. Однако при этом пусть они воздерживаются от того, чтобы посредством прямого или косвенного давления на молодых людей принуждать их ко вступлению в брак или к избранию супруга либо супруги».




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz