Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА, ЗАКЛЮЧЁННОГО МЕЖДУ ДВУМЯ КРЕЩЁНЫМИ СТОРОНАМИ | |||||||||||
|
Такое различение необходимо для ответа на вопрос о том, может ли брак, заключённый или существующий между двумя крещёными сторонами, католическими или некатолическими, быть расторгнут при жизни обоих супругов. Что касается действительного брака, «одобренного и завершённого», кан. 1141 заявляет, что он «не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти». Это формулировка кратко излагает и закрепляет принцип, которому непрестанно следовала католическая традиция. Он же неоднократно утверждался в Папском Учительстве. Достаточно изложить мысли последних Пап по этому поводу. Пий XI, напомнив о том, что Церковь может разрешить расторжение некоторых естественных браков, заключённых только между неверными (или, если речь идёт о верных, то имеются в виду браки хотя и одобренные, но ещё не завершённые), делает следующий вывод: «Но никакое полномочие этого рода ни по какой причине и никогда не сможет распространиться на одобренный и завершённый христианский брак. Ибо, как в нём достигает своего полного совершенства супружеский союз, так и сияет по воле Божией величайшая крепость и нерасторжимость, которую не может ослабить никакая человеческая власть». Этот принцип настолько известен, что Пий XII заявляет: «Излишне... повторять, что одобренный и завершённый брак по Божественному праву нерасторжим, поскольку его не может расторгнуть никакая человеческая власть». Может показаться, что формулировка, использованная в предшествующих папских документах и в каноническом законодательстве, где утверждается, что одобренный и завершённый брак не способна расторгнуть «никакая человеческая власть», намекает на то, что расторжение этих уз может быть совершено Божественной властью и, следовательно, также в силу заместительной власти, как в случае других браков. Этой формулировкой исключаются полномочия человеческой власти, но не определяются границы распространения власти Божественной и, следовательно, заместительной. Нужно сказать, что, несмотря на впечатление, производимое вышеприведенной формулировкой, её посредством Римские Понтифики высказались не только о полномочиях человеческой власти, но и о пределах распространения заместительной власти, вверенной им Богом. Этот вывод подсказывается и подтверждается следующими словами Пия XII: «Верные католики должны твёрдо придерживаться следующих основных положений: брак, заключённый действительным образом, именно поэтому является таинством. Если этот действительный брак между крещёными был завершён, то ни по какой причине его не может расторгнуть никакая человеческая власть, никакая власть на земле – одна только смерть». Выражение «человеческая власть», употребленное в заключении, означает любую власть, которой обладают и которую осуществляют на земле. Поэтому она включает в себя также и заместительную власть: хотя она исходит от Бога и предоставляется им, Папа обладает ею и осуществляет её на земле. |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|