Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
Брак тех, кто объявляет себя неверующим | |||||||||||
|
Намерения могут быть верными, даже если причины скорее социального порядка, чем религиозного характера побуждают жениха и невесту просить сочетать их браком по канонической форме или посредством литургического обряда. В упомянутом Апостольском призывании Папа утверждает, что «это не должно вызывать удивления». И даёт следующие пояснения: «В действительности брак есть событие, которое касается не только тех, кто сочетается браком. По самой своей природе он представляет собой социальное явление, налагающее на супругов обязательство пред лицом общества. Бракосочетание всегда было праздником, соединяющим семью и друзей. Поэтому понятно, что социальные мотивы, наряду с личными, обусловливают просьбу о бракосочетании в Церкви». Чтобы и в этом случае признать за брачующимися способность воспользоваться основополагающим правом заключать брак, возведённый в достоинство таинства, внутренне присущим их человеческому и христианскому достоинству, Папа приводит следующий довод богословского характера: «Нельзя забывать о том, что эти жених и невеста в силу своего крещения уже действительно включены в супружеский союз Христа с Церковью и что благодаря своим верным намерениям они приняли замысел Божий о браке и, следовательно, по крайней мере неявно согласны с тем, что Церковь намеревается сделать, совершая бракосочетание. Следовательно, один лишь факт того, что к этой просьбе примешиваются также мотивы социального характера, не оправдывает возможного отказа со стороны пастырей. Впрочем, как учит Второй Ватиканский Собор, словами и элементами обрядовых действий таинства питают и укрепляют веру – ту веру, к которой жених и невеста уже направились в силу верности своих намерений, которую благодать Христова, несомненно, поддержит и укрепит». Поэтому Папа предпочитает называть таких брачующихся не «неверующими», то есть лишёнными веры, а «настроенными несовершенным образом». Но в том случае, если намерения вступающих в брак «не верны», то есть не соответствуют замыслу Бога о браке, необходимо следовать другой норме. Это может произойти, если оба брачующихся или один из них «позитивным актом воли исключает сам брак либо один из его существенных элементов или свойств»: например, право на супружеский акт, долг верности, нерасторжимость. В этом случае стороны не могут быть допущены к бракосочетанию, причём не в силу отсутствия у них веры в него, но из-за их «позитивного акта воли» не принимать брак согласно замыслу Божию, который совпадает с действительным браком. Папа говорит следующее: «Если же, напротив, несмотря на все предпринятые попытки, брачующиеся прямо и формально отвергают то, что Церковь намеревается сделать, когда совершает бракосочетание крещёных, душепастырь не может допустить их к таинству. Он должен, пусть и неохотно, принять к сведению ситуацию и дать понять заинтересованным сторонам, что при таком положении вещей не Церковь, а они сами препятствуют совершению таинства, хотя и просят о нём». Исключение одного из существенных элементов или свойств, входящих в замысел Бога о браке, делает брак недействительным по его природе. При отсутствии намерения заключить действительный брак отсутствует специфический предмет согласия или «супружеского соглашения», который, не существуя, не может быть возведён в достоинство таинства. |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|