Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
Естественная способность изъявлять согласие | |||||||||||
|
Существенные обязанности брака являются частью специфического предмета брачного согласия. Без них оно было бы лишено содержания и, следовательно, не существовало бы. Поэтому для существования этого согласия необходимо, чтобы названные обязанности были включены в предмет обязательства. Но не может быть предметом обязательства то, что нельзя взять на себя, чего не имеется в наличии. Отсюда следует, что те, кто не в состоянии взять на себя существенные обязательства брака по причинам, относящимся к психическому здоровью, неспособны к заключению брака из-за «отсутствия предмета обязательства». Их согласие является недействительным из-за отсутствия его специфического предмета: не потому, что он исключается, как будет рассмотрено далее, а потому, что морально он не может быть принят. Единодушным является следующее решение: чтобы брак был недействительным, описанная неспособность взять на себя предмет согласия должна присутствовать у одной из сторон в момент изъявления этого согласия. Мнения расходятся, когда речь идёт об определении её продолжительности. Предложенные решения можно вкратце изложить трояко. Согласно первому из них, для недействительности брака достаточно того, чтобы названная неспособность существовала при заключении брака, даже если она излечима в дальнейшем. Согласно второму утверждению проводится различие между постоянной неспособностью взять на себя супружеские обязанности и неспособностью взять на себя постоянные супружеские обязанности. Именно эта неспособность препятствует заключению действительного брака, а не другая. Согласно третьему утверждению, в котором упоминается препятствие импотенции, требуется, чтобы постоянной была сама неспособность брать на себя существенные обязанности брака, из-за чего они никогда не будут исполнены. Действительно, если бы указанная неспособность была временной, то можно было бы говорить о простой трудности, а не о коренной невозможности. Описанные случаи прямо рассматриваются в кан. 1095 нового канонического законодательства. Однако уже в течение некоторого времени, особенно за последние годы, они были рассмотрены и разрешены церковной юриспруденцией, которая в своих решениях учла, как отмечал Павел VI, «успешные результаты, достигнутые юридическими, биологическими, психологическими и социальными науками, благодаря которым брак был лучше познан и глубже рассмотрен в его истинной природе общности любви». |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|