Положение о браке в новом каноническом законодательстве

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА, ЗАКЛЮЧЁННОГО МЕЖДУ ДВУМЯ НЕКРЕЩЁНЫМИ СТОРОНАМИ

Если диспенсация от прежних уз дана «по причине незавершённости брака», то они расторгаются в тот момент, когда Папа предоставляет милость; если же она предоставляется по принципу «благоприятствования вере», то они расторгаются в момент заключения нового брака. В тот самый момент, когда возникают новые узы, прежние прекращают своё существование.

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА, ЗАКЛЮЧЁННОГО МЕЖДУ ДВУМЯ НЕКРЕЩЁНЫМИ СТОРОНАМИ

Проблема расторжения брака, заключённого между двумя некрещёными сторонами, возникла в связи с первыми случаями обращения язычников в христианство. Если они состояли в браке, то часто случалось так, что в веру обращался только один из супругов. Возникал вопрос о том, обязана ли христианская сторона продолжать жить с другой стороной, которая оставалась в язычестве.

Первым внимательно рассмотрел этот вопрос Св. Павел в одном своём послании к общине Коринфа в контексте совокупности наставлений относительно супружеского союза. Напомнив о том, что мужчина и женщина должны поддерживать его с равным усердием, Св. Павел указывает, чту должен или может делать невиновный супруг при возможном разлучении.

Он выделяет тот случай, когда разлучение происходит в браке, существующем между двумя христианами, а также случай, когда разлучение происходит в браке, существующем между стороной, обратившейся в христианство после бракосочетания, и стороной, оставшейся языческой. В первом случае, когда оба супруга являются христианами, Св. Павел заявляет, что он имеет точную заповедь Господа, которая запрещает как мужчине, так и женщине разлучаться со спутником жизни, причём они обязаны восстановить брак посредством примирения и при этом никогда не получают права заключить новый брак. Напротив, чтобы разрешить ситуацию «других», ставших «братьями» или «сёстрами» через обращение в христианство после заключения брака в язычестве, Апостол признаётся, что не располагает предписанием Господа. Ранее об этой проблеме никогда не слышали, так что не возникало необходимости располагать какой-либо нормой поведения на этот счёт. Св. Павел отдавал себе отчёт в том, что положение этих «других» отличалось от ситуации супругов-христиан, поэтому норма, предписанная Господом, не могла распространяться на них с той же строгостью, что и на первых. При отсутствии Божественной заповеди Св. Павел, исходя из практического критерия, самостоятельно принимает решение, которые одни считают советом, а другие – повелением. Не ясен источник, из которого он выводит свою норму. Наиболее приемлемым из выдвинутых мнений является то, согласно которому Св. Павел почерпнул её из своей интуиции и пастырской заботы, дабы обеспечить спасение душ. Как пастырь общины, которой предназначалось его учение, в силу власти, полученной от Христа, и просвещённый Святым Духом, он истолковывает Божественный закон нерасторжимости с любовью и справедливостью, в соответствии с наличной ситуацией.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz