Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
Брак с некрещёной стороной | |||||||||||
|
При заключении смешанного брака всегда налагается какой-либо запрет: и в том случае, когда католическая сторона заключает его с крещёной стороной, и в том, когда другая сторона не крещена. Однако последствия, которые отсюда проистекают при бракосочетании без предварительного разрешения или диспенсации, различны. Если брак заключается между двумя крещёными лицами, из которых одно – католик, а другое – некатолик, то он является «незаконным», но действительным. У обеих крещёных сторон общим, по крайней мере, является основание веры. Если же брак заключён между католической стороной и стороной некрещёной, то он является не только незаконным, но и «недействительным». Причиной такого, более строгого, постановления является то, что в этом браке супруги, не имея даже общего основания веры, сталкиваются с гораздо более опасными препятствиями на пути достижения полной общности между ними. В первом случае запрет, проистекающий из смешанного брака, обычно называется «препятствием смешанного вероисповедания», а во втором случае – «препятствием различия религий». И в первом, и во втором случае запрет может быть снят предварительным разрешением или диспенсацией, данной при тех же условиях, изложенных в разделе о «смешанных браках» между католической и крещёной некатолической сторонами. Может случиться так, что «в момент заключения брака» одна сторона была католической в смысле, определённом действующим правом, в то время как другая сторона «всеми считалась крещёной, или её крещение было сомнительным». В пользу последнего не было юридического доказательства. Объективно сторона могла быть и крещёной, и некрещёной. Встаёт вопрос о том, как надлежит рассматривать подобный брак, заключённый без предварительной диспенсации от препятствия, проистекающего из различия религий. Кан. 1086, § 3 отвечает, что в этом случае «необходимо предполагать действительность брака» – но не так, будто при этом неявным образом предоставляется диспенсация всякий раз, когда она необходима, а лишь до тех пор, «пока не будет определённо доказано, что одна из сторон в момент заключения брака была крещена» в Католической Церкви, в смысле, определённом действующим правом, в то время как «другая не была крещена». Это, «согласно канону 1060», соответствует практическому критерию, сформулированному в нём на основе того, что происходит обычно. Здесь сказано: «Брак пользуется покровительством права; поэтому в сомнительных случаях следует отстаивать действительность брака до тех пор, пока не будет доказано обратное». Когда доказывается в соответствии с правом, что в момент заключения брака сторона, всеми считавшаяся крещёной, или та, чьё крещение было сомнительным, на самом деле не была крещена, а другая сторона была католической, презумпция теряет силу пред лицом очевидности истины. С этого момента брак должен считаться и быть объявлен недействительным из-за наличия препятствия различия религий. |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|