Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Исключение единства и нерасторжимости

В то время как при оценке недействительности брака «из-за исключения блага»: а) «супругов», б) «потомства», в) «верности» необходимо учитывать различие между самим долгом и его исполнением, при оценке недействительности брака «в силу исключения блага таинства» подобное различие невозможно. В первых трёх случаях брак может иметь силу и без фактической реализации общности жизни между супругами, без осуществления права на супружеские акты и, следовательно, потомства или же без исполнения долга хранить супружескую верность. И напротив, в четвёртом случае брак не может существовать без постоянства уз. С самого первого момента заключения брака супруги более не могут расстаться, получив возможность заключить новый брак.

Пий XI заявляет, что выражением «благо таинства обозначается и нерасторжимость уз, и произвёденное через Христа возвышение и освящение договора в действенное знамение благодати».

Между крещёными «не может состояться такой действительный брачный договор, который тем самым не был бы таинством», действенным знамением благодати. Из этой нераздельности следует, что одно не может существовать без другого, ибо они образуют единую действительность, так что там, где позитивным актом преобладающей воли из согласия хотя бы одной из сторон исключается таинственное достоинство брака, исключается и сам брак. Действительно, таинство является не только одним из существенных элементов предмета брака, но и самим брачным соглашением, возведённым в порядок благодати, с которой оно отождествляется. Именно брак является таинством.

По этой причине каноническое законодательство не рассматривает исключение таинства как самостоятельную статью недействительности в ряду исключений права на супружеский акт либо единства или нерасторжимости. В церковной юриспруденции имеют обыкновение относить его к исключению «самого брака». При заключении брака необходимо рассмотреть, что преобладает: намерение заключить действительный брак или намерение исключить брак-таинство. В первом случае таинство неотделимо следует за браком, поскольку по установлению Божию он не может существовать без первого, во втором же случае брак недействителен потому, что, в свою очередь, не может существовать без таинства.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz