Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Ни один из супругов не принимает крещение

Если крещение принимают оба супруга

Может случиться так, что после того, как брак был заключён вне христианства, оба супруга примут католическое или некатолическое крещение. Встаёт вопрос о том, становится ли их брак таинством при принятии крещения обоими супругами. В прошлом этот вопрос широко обсуждался среди богословов.

Наиболее распространённое и в то же время наиболее возможное мнение таково: после того, как обе стороны примут крещение, их брак, заключённый в неверности, становится таинством. Возобновлять согласие нет необходимости. В достоинство таинства возводится именно действительное согласие, изъявленное изначально и сохраняющее свою силу в неизменной составляющей, то есть в возникающих из него постоянных узах.

Если изначально изъявленное согласие является действительным, то супруги-нехристиане, приняв крещение, не обязаны совершать новый акт волеизъявления. Самоебольшее, что можно им посоветовать (но не приказать) – это получить брачное благословение.

Таинство, со всеми вытекающими из него духовными и юридическими последствиями, начинает существовать в тот момент, когда обе стороны принимают крещение. С этого момента брак должен считаться «одобренным», а также «незавершённым», если обе стороны после своего крещения ни разу не воспользовались своими супружескими правами. Не имеет значения, вступали ли стороны в интимные отношения до крещения. Таким образом, брак подпадает под нормы, регулирующие брак «одобренный, но не завершённый». Поэтому, если завершение брака имело место исключительно до крещения (и уж тем более – если его никогда не было), то брак как одобренный, но не завершённый может быть расторгнут Папой, принимающим прошения в каждом отдельном случае.

Ни один из супругов не принимает крещение

В предыдущих случаях – независимо от того, подпадают ли они под общее распоряжение или решаются посредством особого пожалования, – предполагается, что по крайней мере один из супругов к моменту расторжения их брака является крещёным. Встаёт вопрос о том, может ли Папа равным образом расторгнуть брак, заключённый между двумя нехристианами до того, как кто-либо из них примет крещение, а тем более – когда никто из них крещение не принимает. В своём конкретном выражении наиболее распространённый случай, поднимающий данный вопрос, представляется следующим образом: заключив брак вне христианства, один из некрещёных супругов, получив развод или, во всяком случае, отделившись от другой стороны, предпринимает попытку заключить новый брак с католической стороной. Некрещёная сторона в большинстве случаев признаёт за католической стороной право и свободу исповедовать собственную веру и дать возможному потомству католическое крещение и воспитание. Однако по причине продолжающегося сожительства та же католическая сторона не может приступить к таинствам, изза чего сильно страдает. По разным причинам, особенно если от настоящего союза родились дети, она морально не может отделиться от некрещёной стороны. Единственный способ урегулировать такую ситуацию – это разрешить ей конвалидировать брак, заключённый или возникший фактически давно, расторгнув предыдущие узы, соединяющие её с некрещёным супругом. Такая же ситуация может сложиться в том случае, если новая сторона, избранная нехристианином, является некатолической и желает креститься или обратиться.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz