Положение о браке в новом каноническом законодательстве | |||||||||||
Блага и цели брака | |||||||||||
|
На дороге супружеской жизни супруги в качестве проявления своей любви «даруют себя друг другу». Этим деянием «они оказывают друг другу взаимную помощь и служат друг другу», щедро обмениваясь духовными и чувственно воспринимаемыми силами, которыми каждый из них обладает, и радостно разделяя друг с другом жизнь, какой бы она ни была, во всех её аспектах и периодах, понимая и поддерживая друг друга, принимая и прощая друг другу человеческие слабости. Благодаря этой глубокой общности их личностей и их деяний супруги взаимно обогащаются и совершенствуются, достигают своего «блага». Но это «благо супругов», их глубокая межличностная общность всей жизни, во всех своих аспектах и во всей своей глубине, «завершается», то есть достигает своей вершины, когда их нравственное единение в «одно сердце» сочетается с единением физическим «в одну плоть». Поэтому на пути супружеской жизни за взаимным дарением супругов должно следовать их «совместное дарение», когда они становятся единым жизненным началом, исполняя обязанности отца и матери. Плодом этого «одновременного» дарения супругов, которое осуществляется посредством «супружеского соития» и объединяет мужчину и женщину в одно сердце и одну плоть, является порождение потомства, представляющего собою «ценнейший дар брака». Поэтому, хотя порождение потомства на этом пути следует за благом супругов в плане естественного предназначения брака и изначальных намерений личностей, вступающих в него, оно сосуществует с другой целью, которой не только «в немалой мере способствует», но и знаменует и осуществляет её полноту. Порождение потомства находит своё продолжение в его воспитании. И тем, и другим «институт брака и супружеская любовь... как бы увенчиваются». Благодаря воспитанию из физических и нравственных сил, присутствующих в порождённом потомстве в зачаточном виде, выводится, извлекается всё более завершённая форма, всё более определённый облик личности детей и их человеческого достоинства. Это деяние можно рассматривать как дальнейшее порождение, продолжающееся во времени. По этой причине, то есть «поскольку жизнь детям дали родители,... их следует признавать первостепенными и главными воспитателями», осуществляющими то, что является «первостепенной и неотъемлемой обязанностью и правом». Уже Пий IX утверждал: «Известно, что по велению природы и Бога это право и обязанность воспитывать потомство принадлежит прежде всего тем, кто посредством порождения начал дело природы и кому совершенно запрещается обрекать его на верный крах, оставив начатым, но не завершённым». Равным образом Иоанн XXIII напоминал, что родители призваны «не только к выполнению великой задачи продолжать и продлевать дело творения... но и к служению более благородному, которое совершенствует первое:... ко гражданскому и христианскому воспитанию потомства». Иоанн Павел II, изложив соборное суждение, подтверждает, что «миссия» воспитания потомства является «для родителей естественным правом, поскольку они дали своим детям жизнь». Обобщая папское учительство, кан. 1136 излагает его следующим образом: «Важнейшая обязанность и преимущественное право родителей состоит в том, чтобы в меру сил заботиться о воспитании потомства: как о физическом, общественном и культурном, так и о нравственном и религиозном». |
||||||||||
| |||||||||||
| | ||||||||||
© Автор , составление, web-дизайн | |||||||||||
Используются технологии uCoz
|