Положение о браке в новом каноническом законодательстве

Благоприятствование вере

Новый брак может принести духовное благо не только стороне-просительнице, но и избранной стороне, которая может быть: а) не католической, но расположенной стать ею; б) не расположенной креститься или обращаться; в) католической. В первом случае духовное благо определяется её крещением или обращением, во втором случае оно может заключаться в обоснованной надежде на её обращение, а в третьем – в том факте, что ввиду ситуации, в которой находится католическая сторона, настоящий брак является, возможно, единственной благоприятной и подобающей возможностью осуществить её право на брак.

При оценке доводов, рекомендующих и поддерживающих разрешение на расторжение брака, следует принимать во внимание духовное благо, приносимое при этом «детям» тех сторон, новый брак которых заключается или конвалидируется. Потомство может иметь либо одна только сторона-просительница (это дети от прежнего союза, вверенные ей постановлением о разводе), или одна только другая сторона в браке (возможно, вдова или мать-одиночка), или обе они – но их потомство незаконно. Благодаря браку их родителей дети могут расти в нормальной семейной обстановке и иметь возможность получить католическое крещение и воспитание. Делегированному судье-инструктору (или, если он этого не сделает – Ординарию) нужно будет принять меры, чтобы сообщить о том, имела ли сторонапросительница потомство от брака или от брачного сожительства и как она обеспечивала или намерена обеспечить его религиозное воспитание, пусть даже некатолическое.

Кроме того, нужно учитывать духовное благо, приносимое тем самым той «церковной общине», в которой стороны заключают или конвалидируют новый брак, или же той, куда их должны будут принять как супругов. Пий XII, заявив, что в любом случае «высшей нормой, согласно которой Римский Понтифик использует свою заместительную власть расторгать браки, является эаЫэ аштагшп («спасение душ»)», предупреждает, что, вынося суждение о том, достигается ли в данном случае последнее или нет, нужно «должным и соответствующим образом принять во внимание» благо как отдельных людей, которым предоставляется диспенсация, так и «общее благо религиозного общества и всего человечества в целом», на которое диспенсация может оказать губительное воздействие. Диспенсация, предоставляемая ради того, чтобы обеспечить духовное благо отдельных людей, не должна обращаться во вред всей общине. Если существует такая опасность, то в диспенсации нужно бесповоротно отказать. Общее благо должно преобладать над благом частным. Поэтому Епископ, неся ответственность как пастырь, должен, изложив обстоятельства, обосновывающие его мысль, ясно сообщить о том, следует ли, и по каким причинам, опасаться соблазна, удивления и клеветнического толкования – как среди католиков, так и среди некатоликов, – будто бы Церковь поощряет развод. Епископ может, например, гарантировать, что в данном деле нет оснований бояться соблазна, поскольку стороны в данной среде не известны, или потому, что они считаются мужем и женой, ибо проживают вместе долгое время, или потому, что практика Святого Престола принимается благосклонно. Может также обнаружиться, что диспенсация необходима именно для того, чтобы устранить соблазн, приведя в соответствие с нормами брачное сожительство лиц, известных в данной церковной общине. Таким образом, сама эта церковная община косвенно получает от этого некое духовное благо. Суждение по этому вопросу зависит от мировоззрения различных народов. Устранение опасности соблазна является условием, требуемым для законности разрешения на расторжение брака.




<- -Предыдущая О Следующая -->

 



© Автор , составление,  web-дизайн

russwedding@yandex.ru

Используются технологии uCoz